Ученые нашли связь между обменом жиров и продолжительностью жизни

Международная группа ученых исследовала образцы тканей разных видов млекопитающих и пришла к выводу, что жировой, или липидный обмен веществ оказывает влияние на максимальную продолжительность жизни того или иного вида, сообщила в четверг пресс-служба Сколтеха. Эта работа позволяет лучше понять молекулярные механизмы определения продолжительности жизни и механизмы, лежащие в основе процессов старения. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Scientific Reports.

“Нам удалось найти связь между продолжительностью жизни вида и особенностями его липидного метаболизма”, – приводит пресс-служба слова Екатерины Храмеевой – одного из авторов исследования, научного сотрудника Сколтеха, младшего научного сотрудника Учебно-научного центра “Биоинформатика” Института проблем передачи информации РАН.

Максимальная продолжительность жизни – это стабильная характеристика того или иного биологического вида, и у разных видов она разная. Несмотря на то, что за последние пару сотен лет средняя продолжительность жизни значительно возросла, максимальная продолжительность жизни человека не изменилась.

Природные механизмы и причины различий продолжительности жизни разных видов животных до сих пор не были известны. Большая группа ученых из России, Китая, Германии, Франции, США и Южной Африки под руководством профессора Сколтеха Филиппа Хайтовича проанализировала липидный состав тканей мозга, почек, печени, сердца, мышц у 35 видов млекопитающих. Ученые обнаружили, что у видов с разной продолжительностью жизни разный набор липидов в тканях. Полученные результаты продемонстрировали связь липидного обмена веществ с максимальной продолжительностью жизни того или иного вида.

Также ученые обнаружили, что на продолжительность жизни влияет химическое строение молекул липидов. Например, структурные липиды долгоживущих видов более насыщены водородом, чем такие же липиды короткоживущих видов. Ученые объясняют этот феномен большей устойчивостью насыщенных водородом липидов к окислительному стрессу, которому наши клетки подвергаются при старении.

В то же время для липидов, участвующих в энергетических процессах, зависимость ровно противоположная. Ненасыщенных энергетических липидов у долгожителей больше, чем у короткоживущих видов. Авторы статьи говорят, что это связано с тем, что такие липиды клеткам сложнее превращать в энергию, а замедленный обмен веществ – одна из характеристик долгоживущих видов.