Ученые обнаружили штамм бактерий, стимулирующих работу иммунной системы

Ученые ТюмГУ — доктор биологических наук Людмила Каленова и доктор геолого-минералогических наук Владимир Мельников — совместно с коллегами из Тюменского научного центра СО РАН изучили влияние вторичных метаболитов штамма М3 Bacillus sp., выделенных из многолетних мерзлых пород, на различные компоненты иммунной системы.

Bacillus cereus под микроскопомBacillus cereus под микроскопом

Интерес к бактериям рода Bacillus вызван синтезом ими веществ с иммуномодулирующими свойствами. Их влияние на клетки иммунной системы связано с продуцированием цитокинов, низкомолекулярных веществ белковой природы. Цитокины играют роль диспетчеров: их концентрация напрямую влияет на взаимодействие отдельных звеньев иммунной системы и, как следствие, на весь иммунный ответ.

Производство подобных препаратов — пробиотиков — ведется не первое десятилетие. Тем не менее разработка безопасных и эффективных пробиотиков на основе бактерии Bacillus — по-прежнему актуальная задача.

Исследуемым материалом выступила периферическая кровь (кровь, циркулирующая по сосудам вне кроветворных органов) мужчин в возрасте 24-26 лет. Вторичные метаболиты изучаемого штамма получали при двух температурах: при минус 5 °C («холодовые» метаболиты), средней температуре в условиях многолетней мерзлоты, и плюс 37 °C («теплые» метаболиты), аналогичной температуре человеческого организма. В качестве контроля выступил распространенный пробиотик — штамм IP5832 Bacillus cereus.

В роли показателей иммунной системы выступили провоспалительные цитокины (ФНО-a, ИЛ-1β, ИЛ-8, ИЛ-2, ИФНγ) и противовоспалительные цитокины (ИЛ-4, ИЛ-10).

Исследовательской группой выявлено, что как «холодовые», так и «теплые» метаболиты Bacillus sp. стимулируют весь спектр про- и противовоспалительных цитокинов. Для сравнения: «холодовые» и «теплые» метаболиты штамма IP5832 вызвали стимуляцию синтеза ИЛ-1 и ИЛ-8, но не оказали влияния на концентрацию цитокина ИЛ-4.

Также показано, что активность метаболитов зависит от температуры инкубации бактерии. Так, «холодовые» метаболиты Bacillus sp. в большей степени индуцируют синтез ФНО-а и ИФНγ, а «тепловые» — синтез ИЛ-2, ИЛ-4 и ИЛ-10.

Авторы подчеркивают, что индуцирование синтеза факторов клеточного и гуморального иммунитета может говорить о перспективности разработки лекарственных препаратов на основе данного штамма.