Удавы не душат своих жертв

В 1994 году американский герпетолог Дэйв Харди (Dave Hardy) выдвинул неожиданную гипотезу, что змеи, сжимающие свою добычу в кольцах тела, вовсе не душат ее. Справедливо отметив, что жертвы удавов и питонов умирают слишком быстро для смерти от удушения, он предположил, что непосредственная причина их смерти иная, скорее всего, связанная с упадком сердечной деятельности. Разобраться в этом вопросе и подтвердить гипотезу Харди ученые смогли спустя 20 лет.

питон© Pixabay

The Journal of Experimental Biology опубликовал статью Скота Бобэка (Scott M. Boback) и его коллег из Колледжа Дикинсона в Пенсильвании. В ней ученые рассказали об экспериментах, в которых они измеряли частоту сердечных сокращений и кровяное давление у крыс, которых сжимал в своих смертельных объятьях голодный удав. Они обнаружили, что всего за шесть секунд у крыс артериальное давление в периферийных сосудах падало вдвое, венозное возрастало в шесть раз, развивалась глубокая брадикардия, частота сердцебиения снижалась вдвое. К концу сжатия (в среднем 6,5 ± 1 мин) периферийное артериальное давление падало в 2,9 раза, частота сердцебиений в 3,9 раза, разница между артериальным и венозным давлением сокращалась в 5,7 раза. У 10 крыс из 11 к этому моменту развивалась сердечная дисфункция. Остановка кровообращения, а вовсе не невозможность дышать, становились причиной смерти.

Исследователи обнаружили, что сдавливание также вызывает резкое повышение содержание калия в крови, что само по себе может привести к смерти от сердечного приступа. Но проблемы с кровообращением приводят к тому, что кровь с высоким содержанием калия не может распространиться по телу. Поэтому, по мнению исследователей, выброс калия служит для змей запасным вариантом: если жертве удастся вырваться и циркуляция крови у нее восстановится, она все равно может погибнуть от сердечного приступа.