Во время привлечения самок складчатогубые листоносы скрываются под маской

Ученые из Университета Коста-Рики, исследовательской станции «Мигель Альфаро», Национального автономного университета Мехико, Университета Ульма и Смитсоновского института тропических исследований в Панаме описали необычное брачное поведение самцов складчатогубого листоноса – небольшой летучей мыши, обитающей в лесах Центральной Америки. Оказалось, что среди этих летучих мышей наблюдается токование – сбор на небольшом пространстве самцов, конкурирующих за привлечение внимание самок. Это явление хорошо известно у ряда видов птиц, но встречается и среди других животных, однако для летучих мышей это редкость. Другая необычная подробность состоит в том, что складчатогубые листоносы, издавая брачный призыв, закрывают лицо “маской”.

Centurio senex © Marco TschapkaCenturio senex
© Marco Tschapka

Складчатогубый листонос (Centurio senex) распространен от Мексики до северной части Южной Америки. Он весит всего около 17 граммов. Лицевая часть головы у этой летучей мыши лишена шерсти и покрыта множеством складок и кожных валиков. У самцов ниже лица есть две покрытые шерстью складки кожи. Ученые наблюдали за складчатогубыми листоносами в коста-риканском лесу в течение 13 ночей. Они обнаружили несколько групп самцов, висящих на ветках деревьев вниз головой недалеко друг от друга. Как оказалось, самцы пели в ультразвуковом диапазоне: издавали серии щелчков и свистов, стараясь привлечь самку. При этом они поднимали свои кожные складки, заслоняя ими свое лицо, так что открытыми оставались только глаза.

Когда к самцу приближалась самка, он хлопал крыльями и издавал низкий (по меркам летучих мышей) свист, который был даже различим ухом человека. Непосредственно перед спариванием и во время его самец опускал свою “маску”, но этот продолжалось не более тридцати секунд, а потом он вновь скрывал лицо и возвращался к прежнему занятию.

Групповые сборища самцов, конкурирующих за самку, малоизвестны среди летучих мышей. Хотя в 2013 году такое поведение было открыто у новозеландской летучей мыши (Mystacina tuberculata). Один из авторов того исследования Кори Тот (Cory A. Toth) не удивлен обнаружением этого явления у еще одного вида и полагает, что подобные виды среди летучих мышей встретятся в будущем.

По поводу возможных функций “маски” ведущий автор нынешнего исследования коста-риканский биолог Берналь Родригес-Эррера (Bernal Rodríguez-Herrera) говорит, что они пока не ясны, но можно предположить, что кожаные лоскуты, закрывающие лицо, служат для модификации звуков, издаваемых самцом, или же для выделения привлекающих самку запахов.

Статья опубликована в журнале PLOS ONE