Всплеск биоразнообразия в ордовике произошел из-за погибшего астероида

Профессор Лундского университета Биргер Шмитц (Birger Schmitz) и его коллеги предлагают новое объяснение резкого роста разнообразия живых организмов на Земле в ордовикском периоде. Согласно их гипотезе, причиной этого стало похолодание климата, произошедшее из-за того, что Земля попала в облако космической пыли, которое осталось от погибшего астероида.

Чуть больше 3 млрд лет назад Земля столкнулась с парой громадных астероидов©Daily Science Journal

В середине ордовикского периода в океанах Земли появилось сразу большое количество новых групп животных. Палеонтологи подсчитали, что количество отрядов в этот период увеличилось вдвое, а семейств — втрое. Возросла и сложность морских экосистем, появились глубоководные экосистемы и сообщества коралловых рифов. Это событие известно как «великий всплеск биоразнообразия в ордовике» (Great Ordovician biodiversification event). По последним данным, всплеск произошел за рекордно короткий срок в дарривильском ярусе среднего ордовика.

Шмитц и его коллеги связывают всплеск биоразнообразия с другим событием среднего ордовика. В отложениях этого времени, возрастом около 466 миллионов лет, наблюдается повышенное количество железных метеоритов определенного типа — L-хондритов. В частности, команда Шмитца, работая с 1990-х годов в одном известняковом карьере на юге Швеции, нашла более сотни данных метеоритов. По предположению ученых, все они были обломками одного небесного тела, разрушившегося незадолго до этого. Основываясь на времени, которое потребовалось на их формирование, исследователи подсчитали, что их источник («родительское тело») был около 150 километров в диаметре и, скорее всего, находился в поясе астероидов за орбитой Марса. Вероятно, он разлетелся на части, столкнувшись с другим астероидом.

В 2008 году Биргер Шмитц впервые высказал предположение, что бомбардировка Земли осколками астероида вызвала ордовикский всплеск биоразнообразия. Но тогда более предпочтительной выглядела другая гипотеза, по которой триггером процесса был непродолжительный ледниковый период. Температура воды в океанах упала, вследствие этого содержание растворенного в ней кислорода увеличилось. К тому же из-за оледенения понизился уровень океана и возникли мелкие изолированные моря, создав ниши для видообразования.

Теперь Шмитц объединил две гипотезы. В статье, написанной им вместе с коллегами из целого ряда стран, предполагается, что краткий ледниковый период в середине ордовика был вызван попаданием в земную атмосферу большого количества космической пыли, когда Земля проходила через облако осколков погибшего астероида. Исследователи обнаружили изотопные следы внеземной пыли в соответствующих слоях не только в Швеции, но и в отложениях у реки Лынна в Ленинградской области (один из авторов работы — доктор наук Андрей Дронов из Геологического института РАН). Химические следы астероида сохраняются на протяжении 2–4 миллионов лет. «Впервые было показано, что пыль от распада астероида может привести к похолоданию, которое вызывает ледниковый период на Земле», — комментирует итоги исследования Биргер Шмитц.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances