Японские энтомологи исследовали прыгающих куколок. Видео

Группа японских ученых под руководством Йорико Саэки провела ряд экспериментов, чтобы узнать причины, заставляющие куколок наездника Bathyplectes anurus совершать прыжки. Данный вид наездника откладывает яйца во вредителей люцерны – жуков-долгоносиков Hypera postica и Hypera brunnipennis. Выходящая из яйца личинка постепенно съедает жука, а потом выбирается наружу и окукливаются. Необычная способность куколок наездника прыгать на расстояние до пяти сантиметров уже была известна ученым, а на этот раз они решили выяснить, какие факторы заставляют куколок прыгать.

Куколки Bathyplectes anurusКуколки Bathyplectes anurus
© University of Illinois

Энтомологи предположили, что куколки прыгают, чтобы оказаться в более благоприятных условиях. Они провели лабораторные эксперименты с сотней куколок, которые показали, что частота прыжков увеличивается при прямом солнечном освещении и повышенной температуре. Когда куколки были расположены на площадке, часть которой была освещена, через некоторое время значительная часть их, прыгая, переместилась в тень. Ученые отметили, что на прыжки влияет также относительная влажность воздуха, если она низкая, куколки прыгают на 60 % чаще.

Интересно, что на частоту прыжков влияет потенциальное присутствие хищника – одного из видов японских муравьев. Когда муравьи неподалеку, куколки начинают прыгать на 83 % больше. Однако, когда муравьи оказывают непосредственно рядом с куколками, частота прыжков резко падает.

Также Йорико Саэки и ее коллеги обнаружили, что масса тела куколок, которые прыгают часто, снижается по сравнению с редко прыгающими куколками. Ученые полагают, что прыжки, хотя и позволяют куколки найти место с подходящими условиями, имеют свою цену, так как требуют значительных затрат энергии. Чаще всего затраты оказываются оправданными, например, в тени выживаемость куколок выше, чем на солнце.

Исследование опубликовано в журнале The Science of Nature