Модель из 300 тысяч молекул белков демонстрирует функционирование единственного синапса. Видео

Всем известно, что основу “серого вещества” головного мозга составляют нейроны и синапсы. Если нейроны служат для хранения и обработки информации, то синапсы выступают в качестве “проводников”, по которым сигналы проходят от одного нейрона к другому, подобно тому, как электрические сигналы проходят по металлическим проводникам.

Модель из 300 тысяч молекул белков демонстрирует  функционирование единственного синапса

Головной мозг человека насчитывает триллионы синапсов, которые формируют нашу память, за счет формирования которых человек способен накапливать опыт и приобретать навыки. И недавно ученые создали подробную трехмерную модель единственного синапса, имеющую молекулярный уровень детализации и насчитывающую 300 тысяч молекул белков, задействованных в функционировании самого синапса.

Синапс чем-то походит на два причала, расположенные на разных берегах реки, через которую осуществляется интенсивное движение. В качестве перемещаемых по “реке” синапса грузов выступают определенные химические соединения, называемые нейротрансмиттерами. На “причалах” синапса молекулы нейротрансмиттеров упаковываются в специальные белковые оболочки и переправляются на другую сторону при помощи сложных биохимических процессов. В состав синапса входит около тысячи различных белков, и каждый тип белка задействован в выполнении определенных функций по передаче сигналов.

Ученые провели тщательные исследования транспортной системы синапса, результаты которых были опубликованы в одном из последних выпусков журнала Science. Взяв за образец синапс нервной ткани из мозга крысы, ученые использовали множество различных методов для идентификации, определения местоположения и выяснения функции белка каждого типа. Это привело к тому, что в созданная ими модель стала невероятно сложной, насчитывая в среднем 300 тысяч молекул белков разных типов.

Затем ученые отследили процесс превращения молекул некоторых белков в так называемые синаптические пузырьки, которые представляют собой крошечные контейнеры, заполненные нейротрансмиттерами. Эти пузырьки, достигнув необходимого местоположения в синапсе, распадаются, выпускают наружу молекулы неротрасмиттеров и повторно используются для создания новых транспортных контейнеров.

На приведенном видеоролике различные типы белков выделены различными цветами. Анимация, представляющая молекулярную модель синапса, начинается с крупного плана, на котором видно окончание синапса, где красным цветом выделена так называемая активная зона, зона, где происходят процессы упаковки и высвобождения нейротрансмиттеров. Приблизительно на 55-й секунде перспектива переключается на внутренний “интерьер” синапса, где можно увидеть сферические синаптические пузырьки и невероятно сложные белковые “механизмы” обеспечивающие упаковку, транспортировку и распаковку контейнеров, содержащих нейротрансмиттеры. Но самым удивительным является то, что все представленное на модели пространство имеет размеры всего 40 нанометров, что в 2500 раз меньше толщины обычного листа бумаги.

И в заключение хочется посоветовать вам включить полноэкранный HD-режим при просмотре видеоролика для того, чтобы можно было оценить всю сложность модели и рассмотреть всю структуру синапса в самых мельчайших подробностях.

Источник: dailytechinfo.org