Геологи нашли следы легендарного извержения священной горы Ким Чен Ира

РИА Новости. Ученые нашли следы легендарного извержения горы Пэктусан в Северной Корее, которое, несмотря на огромные масштабы и гигантский объем выбросов, почему-то никак не повлияло на климат Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Пик горы ПэктусанПик горы Пэктусан

“Разрушительный потенциал того количества соединений, которые выбросила гора Пэктусан, был действительно гигантским. Магмы в этом вулкане очень вязкие, и они могли удерживать в себе огромное количество газа. Представьте себе шарик из арахисового масла, и попробуйте надуть его шприцом с воздухом. Масло очень легко будет удерживать этот газ”, — рассказывает Кайла Яковино (Kayla Iacovino) из Геологической службы США в Менло-Парк.

Родина Дорогого Лидера

Гора Пэктусан – единственный активный вулкан на территории Северной Кореи, высшая точка всего Корейского полуострова и северо-востока Китая. Пэктусан считается священной горой – на ее вершину, в соответствии с легендами, спустился полубог Хванун, основатель первого корейского царства Кочосон. А в XX гора стала вдвойне легендарной, так как рядом с ней, у озера Небесное, родился Ким Чен Ир.

Как рассказывает Яковино, вокруг Пэктусана возникло множество легенд и сказаний, часть из которых можно найти в древнекорейских летописях. К примеру, одна из таких историй гласит, что где-то в середине X века Пэктусан в буквальном смысле взорвался, сформировав воронку глубиной в 850 метров и шириной в пять километров.

Если верить хроникам того времени, это “извержение тысячелетия”, как его сегодня называют корейцы, было сопоставимо с двумя другими легендарными апокалиптическими взрывами вулканов – извержением горы Тамбора в 1815 году и взрывом острова Санторин в 1642 году до нашей эры, которые вызывали аналоги “ядерной зимы” и порождали мощные цунами.

Проблема, по словам американской исследовательницы, заключается в том, что никаких следов этого события, которые бы отпечатались в годичных кольцах деревьев или во льдах Гренландии, ученые не обнаружили. Это заставило многих геологов считать, что летописцы приукрасили силу извержения или просто перепутали его с каким-то другим природным катаклизмом.

Загадка священной горы

Проверить эти идеи на месте было проблематично по известным причинам – власти Северной Кореи крайне редко позволяют иностранным гражданам въезжать на свою территорию. В 2013 году эта традиция была неожиданно нарушена, и у команды американских и северокорейских геологов появилась возможность приоткрыть тайны “священной горы”.

Совершив экспедицию на Пэктусан, геологи собрали образцы пемзы и других вулканических пород, содержавших в себе небольшие пузырьки с вулканическими газами времен “извержения тысячелетия”, которые позволили реконструировать извержение и подтвердить, что летописцы действительно не врали.

По расчетам ученых, извержение вулкана в 946 году привело к выбросу примерно 23 кубических километров горных пород, 45 миллионов тонн серных газов и двух миллиардов тонн воды.

Это примерно в 20 раз больше, чем указывают отложения льда того времени в Гренландии, что ставит перед учеными новую-старую загадку: куда пропал весь этот газ и почему он не спровоцировал глобального похолодания?

Как считают авторы статьи, это связано с тем, что Пэктусан, в отличие от Тамборы и других известных мегавулканов прошлого, находится гораздо ближе к полюсу. В результате его выбросы вызвали не глобальное, а локальное похолодание, и аэрозоли, возникшие в результате выброса в атмосферу соединений серы, видимо, были унесены ветром в Арктику, где их влияние на климат было минимальным.