Новый метод предсказания извержений вулканов

Предложен еще один  многообещающий метод прогнозирования вулканических извержений. Для понимания того, что происходит внутри вулканов, геологи обследуют наполненные магмой трещины – так называемые жилы. Именно они служат основным средством транспортировки магмы сквозь земную кору; от них зависит рост магматических очагов и мощь вулканических извержений.

Процесс формирования и роста жил крайне важен для вулканологов. На размер жил больше всего влияет плотность скальной породы, окружающей магматический бассейн, утверждают исследователи из Уппсалы.

За несколько месяцев полевых работ в Исландии и на Канарских островах ученые измерили плотность многих тысяч жил. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу – и результаты его оказались весьма неожиданными.

«К нашему удивлению, все массивы данных показали одно и то же статистическое распределение. Ни тип вулкана, ни тип жилы никак не влиял на результаты. Лучше всего они совпадали с распределением Вейбулла», – рассказывает геолог Микаэль Крумбхольц (Michael Krumbholz).

Распределение Вейбулла хорошо знакомо материаловедам; его назвали в чссть Валодди Вейбулла (Waloddi Weibull), также работавшего в Уппсальском университете. Оно еще известно как «теория слабого звена» и математически описывает начало распада вещества с самой непрочной его точки.

«Удивительное совпадение наших результатов с распределением Вейбулла подсказало нам, что рождение новых жил определяется плотностью скальных пород вокруг магматического очага. Магма проламывает породу там, где та хрупче всего», – подытожил Крумбхольц.

Ученые надеются применить свои выводы в прогнозировании новых извержений.

Исследования представлено в журнале Nature Communications.
По материалам пресс-релиза университета.
Источник: А. Космарский nauka21vek.ru