Магнитное поле Земли оказалось на 700 млн лет старше, чем считалось

Магнитное поле Земли образовалось на 700 млн лет раньше, чем до сих пор предполагала наука, и активно способствовало зарождению биологической жизни на нашей планете, защищая ее от губительного солнечного ветра. К такому выводу пришла группа американских ученых под руководством геофизика из Рочестерского университета (штат Нью-Йорк) Джона Тардуно, опубликовавшая в четверг результаты своих исследований в журнале Science.

Магнитное поле Земли оказалось на 700 млн лет старше, чем считалось

Как выяснили специалисты, магнитное поле Земли возникло по крайней мере 4,2 млрд лет назад. Прежде считалось, что оно появилось 3,5 млрд лет назад, примерно через 1 млрд лет после формирования планеты. По словам Тардуно, об этом свидетельствуют результаты изучения вкраплений минерала магнетита в кристаллах другого минерала – циркона, которые “хранят в своей памяти” данные о магнитном поле уже в течение миллиардов лет. Они были взяты для исследования в районе Джек-Хиллс на западе Австралии, где сохранились старейшие горные породы на поверхности Земли.

Тардуно напомнил, что магнитное поле предохраняет Землю от солнечного ветра – потока ионизированных частиц из солнечной короны, обеспечивая защиту всей биологической жизни. “Без него планета была бы совсем пустынной”, – отметил он.

“4 млрд лет назад солнечный ветер был гораздо сильнее, а его разрушительные способности были в 10 раз больше, чем сейчас, – подчеркнул геофизик. – Без магнитного щита атмосфера Земли не сохранилась бы, и вода на ее поверхности исчезла бы”.

Считается, что Марс, обладающий крайне слабым магнитным полем, лишился запасов воды как раз из-за воздействия солнечного ветра. Ученые предполагают, что по этой же причине влагу в своей атмосфере потеряла Венера.