Самый старый участок океанической коры расположен на востоке Средиземноморья

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature Geoscience, самым древним участком океанской коры оказался так называемый «Бассейн Геродота», участок восточной части Средиземного моря между Кипром, Крит и побережьем Египта.

Средиземное мореСредиземное море

Обычно океаническое дно недолго, по геологическим меркам, остается на поверхности. Движения тектонических плит затягивают океаническую кору в зоны субдукции, где литосферная плита уходит под край другой плиты и поглощается мантией. Считается, что возраст самых старых участков океанической коры не превышает 200 миллионов лет.

Авторы исследования утверждают, что возрасты коры бассейна Геродота составляет примерно 340 миллионов лет. В 2012 и 2014 годах они использовали сверхчувствительный магнитометр во время экспедиции на научно-исследовательском судне Mediterranean Explorer, собрав записи общей длиной 7000 километров. Полученную информацию они сравнили с данными экспедиции 1998 года.

Для определения возраста участков океанического дна ученые воспользовались явлением палеомагнетизма. Если горная порода нагревается до так называемой точки Кюри (обычно это 500 – 700°C), то после остывания она «запоминает» направление и интенсивность магнитного поля Земли в данный момент. Определив эту остаточную намагниченность, можно сказать, когда образовалась данная порода. В итоге ученые пришли к выводу, что бассейн Геродота возник от 315 миллионов до 365 миллионов лет назад. Вполне вероятно, он был частью океана Панталасса, который омывал берега суперконтинента Пангеи.