Микробиологи подтвердили, что верблюды распространяют коронавирус

Международная группа микробиологов нашла окончательное подтверждение гипотезе о том, что природным резервуаром новой разновидности коронавируса (MERS-CoV), вызывающего ближневосточный респираторный синдром (MERS), являются верблюды. Ученым впервые удалось выделить полные, живые, активные образцы вируса у двух живущих на территории Саудовской Аравии одногорбых верблюдов. Работа опубликована в журнале mBio.

camel

В августе 2013 года был обнаружен источник MERS-CoV, вспышка которого продолжается в странах Ближнего Востока, в первую очередь в Саудовской Аравии, с сентября 2012 года – им оказалась местная разновидность летучих мышей, могильных мешкокрылов (Taphozous perforatus). Тогда же было выдвинуто предположение о том, что животным – переносчиком вируса от летучих мышей к человеку могут быть верблюды-дромадеры. Во всяком случае, антитела к MERS-CoV были найдены в крови верблюдов, живущих на территории Омана. Кроме того, как было установлено, многие из заболевших имели непосредственные контакты с верблюдами.

Ранее в этом году команда специалистов из Колумбийского университета (США) и Университета Короля Сауда (Саудовская Аравия) предприняла массовое обследование верблюдов и другого домашнего скота по всей территории Саудовской Аравии. У животных, в частности, были взяты на анализ образцы биологических жидкостей, в том числе из полости носа. Было установлено, что, по крайней мере, три четверти саудовских верблюдов являются носителями MERS-CoV.

Чтобы окончательно подтвердить версию о том, что переносчиком инфекции являются верблюды, были отобраны образцы, принадлежащие двум животным, в которых наблюдалась наиболее высокая вирусная нагрузка. Исследователи культивировали выделенные вирионы и получили живые, активные вирусные частицы. Полногеномное секвенирование показало их филогенетическую сопоставимость с штаммом, поражающим человека, но с большим спектром представленных генотипов. Однако 48-часовое культивирование сократило генетическую вариативность и сделало полученные образцы аналогичными MERS-CoV, выделяемому у инфицированных людей.

Исследователи также установили, что MERS-CoV циркулирует среди ближневосточных верблюдов еще с 1992 года, однако только через 10 лет обрел способность передаваться людям. Авторы полагают, что именно разница в генетическом разнообразии MERS-CoVу верблюдов и человека может объяснять затрудненность процесса межвидовой передачи вируса – такая способность пока присутствует лишь у некоторых генотипов. Кроме верблюдов, у другого домашнего скота, живущего на территории Саудовской Аравии, в первую очередь коз и овец, признаков присутствия вируса в организме обнаружено не было. Теперь ученые планируют изучить потенциальные пути заражения людей от верблюдов – возможно, это происходит при употреблении в пищу верблюжьего молока или мяса, предполагают авторы.

Тем временем, власти Саудовской Аравии сообщили о резком росте числа инфицированных MERS-CoVза последние недели. К 27 апреля, сообщает BBC со ссылкой на министерство здравоохранения страны, число случаев заболевания MERS со смертельным исходом достигло 102, причем 60 из них приходятся на апрель. Общее количество случаев инфицирования с начала вспышки достигло почти 300. 26 апреля стало известно о первом факте завоза инфекции в Египет – там заболел 27-летний мужчина, вернувшийся из поездки в Саудовскую Аравию. MERS-CoV также затронул такие страны Ближнего Востока, как Объединенные Арабские Эмираты, Иорданию, Катар, Оман, Кувейт и Йемен. Сообщалось также о случаях завоза вируса в страны Европы и в Малайзию.

Источник: medportal.ru