Забывание – необходимая функция для поддержания рассудка

Забывание – такая же необходимая функция для поддержания рассудка, как и память. Без него постоянный поток стимулов – увиденные предметы, прочитанные слова, лица на улице – быстро «переполнили» бы мозг. Однако то, как происходит забывание, ученым известно не до конца.

Новое исследование, проведенное группой ученых из Швейцарии и Венгрии, показало, что у круглых червей в процессе забывания важную роль играет белок мусаси. Это органическое вещество названо в честь японского самурая Миямото Мусаси, создателя стиля боя двумя мечами. Впервые обнаружен у плодовых мушек, у которых его недостача приводит к появлению двух длинных тонких мечеобразных щетинок.

Выяснилось, что генетически модифицированные черви с недостачей белка мусаси лучше запоминают запах, причем воспоминания хранятся у них на 24 часа дольше, чем у не модифицированных белых мышей. Это исследование – одно из первых, которое продемонстрировало, что забывание может быть активным, а не пассивным процессом.

Дальнейший анализ показал, что белок препятствует появлению молекул, стабилизирующих синапс – связь между нейронами – который играет активную роль в формировании и хранении воспоминаний. Также выяснилось, что другой белок, аддуцин, стимулирует рост синапсов, благодаря чему улучшается память. Равновесие между этими двумя конкурирующими процессами определяет, какие воспоминания сохранятся.

С другой стороны, дисбаланс этих механизмов может привести к нарушениям памяти. Поскольку эти белки есть и у человека, требуются дальнейшие исследования их роли. В перспективе описанные механизмы можно использовать для создания препаратов против болезни Альцгеймера.

Источник: iscience.ru