Белемниты скрывали хрящевой скелет

Не смотря на то, что остатки мезозойских головоногих моллюсков – белемнитов – считаются очень распространенными окаменелостями, о строении мягкого тела этих животных ученым известно прискорбно мало. Новое исследование швейцарских палеонтологов позволило заглянуть белемнитам под мантию и разглядеть там массу интересного.

Реконструкция мелкоплавниковой формы Acanthoteuthis (вверху) и строение мягкого тела белемнита (внизу)Реконструкция мелкоплавниковой формы Acanthoteuthis (вверху)
и строение мягкого тела белемнита (внизу)

Чертовы пальцы, как называют ростры белемнитов в народе, всем хорошо известны. Но за исключением нескольких единичных случаев (например, находки остатков белемнита в Рязанской области в середине прошлого века) мы мало что знаем о строении тела и экологии этих моллюсков. Приоткрыть завесу тайны смогла команда палеонтологов под руководством Кристиана Клюга (Christian Klug) из Палеонтологического института Цюрихского университета.

Ученые исследовали три уникальных образца белемнитов рода Acanthoteuthis из золенгофенских песчаников. Это местонахождение известно прежде всего по находке окаменелостей археоптерикса, но на самом деле представляет собой мелководные отложения, сформировавшиеся на дне спокойной лагуны юрского периода.

Уникальные условия захоронения, включающие в себя практически полное отсутствие детритофагов, особый бактериальный комплекс и другие компоненты, обеспечили сохранность остатков мягкого тела белемнитов. “Золенгофен и его окрестности получили всемирную известность благодаря исключительной сохранности окаменелостей, – рассказал доктор Клюг. – Эти окаменелости были заключены в мелкозернистые осадки в более или менее спокойных водах лагуны, между коралловыми рифами. Микробные маты дополнительно стабилизировали эти отложения, гарантируя идеально ровный характер захоронения. Быстрое погребение и некоторые химические условия осадконакопления также сыграли свою роль в сохранении образцов”.

Излюбленный современными палеонтологами метод синхротронного рентгеновского сканирования результатов не дал – контрастность снимков оказалась слишком низкой для того, чтобы выявить интересующие ученых детали. И тогда было решено взглянуть на образцы в ультрафиолетовом свете. Здесь исследователей поджидала удача: на фотопленке проступили вполне определимые части тела древних головоногих.

Среди них оказалась, например, радула – зубной аппарат моллюсков. У акантотойтисов она оказалась очень похожей на аналогичные части тела современных хищных пелагических головоногих. А вот плавники у трех на первый взгляд одинаковых белемнитов оказались разными, и палеонтологам пришлось выделить две формы – с большими и с мелкими плавниками. В районе головы размещалась хрящевая конструкция, включающая в себя своеобразные органы чувств – статоцисты, ответственные за контроль положения тела, скорости и направления движения.

Еще одна хрящевая структура была связана с мантией и сильно развитым сифоном. По мнению Клюга, эта система органов позволяла белемниту особенно сильно выбрасывать воду из мантийной полости и благодаря реактивному эффекту развивать высокую скорость плавания.

Палеонтологи пришли к выводу, что акантотойтисы, скорее всего, обитали между берегом и дном, в той же пелагической зоне океана, что и современные кальмары. “Мы не можем, однако, точно указать, на каких глубинах они жили”, – признал Клюг. Скорее всего, речь идет о глубине погружения до 200-300 метров, ведь при попытке спуститься еще ниже мантия моллюска просто взорвалась бы, заключил доктор Клюг.

Статья опубликована журналом Biology Letters