Безглазые пловцы из кембрия стали предками человека

Удивительные подробности о проблематичной группе кембрийских животных ветуликолий (Vetulicolia) выяснили австралийские палеонтологи. По их данным, странные безглазые создания длиной в несколько сантиметров приходятся человеку чуть ли не прямыми предками.

Nesonektris aldridgeiNesonektris aldridgei
Реконструкция: Katrina Kenny

Впервые найденные в Гренландии еще в 1911 году, ветуликолии время от времени попадаются ученым в кембрийских отложениях разных регионов мира – от Китая до Канады. Слепые, но обладавшие широким ртом, они могли плавать благодаря движениям хвоста. Скорее всего, предполагают палеонтологи, с экологической точки зрения ветуликолии напоминали миниатюрных китовых акул, отфильтровывающих планктон и органическую взвесь из толщи воды.

На сегодняшний день науке известно 14 видов этих животных, но из-за крайне неудовлетворительной сохранности их родственные связи, а также подробности морфологии и внешнего вида до сих пор оставались плохо изученными. Известно лишь, что тело Vetulicolia четко делилось на два отдела – полый передний и сегментированный задний. Строение переднего отдела говорит о том, что ближайшими родственниками ветуликолий могли быть примитивные хордовые вроде сальпов и асцидий, а хвост навевает мысли о членистоногих. Разобраться в родственных связях группы помогла новая находка.

Недавно группа австралийских палеонтологов под руководством Диего Гарсия-Беллидо из университета Аделаиды обнаружила на острове Кенгуру окаменелости нового вида ветуликолий. Ученые назвали его Nesonektris aldridgei, в честь известного исследователя этой группы Дика Элдриджа из британского университета Лестера. Родовое имя животного в переводе с греческого языка означает “островной пловец”.

Незонектрисы вырастали примерно до 13 см в длину. Любопытной особенностью их сохранности является то, что хвосты и передние отделы часто встречаются по отдельности, то есть были соединены непрочно и оказывались раздроблены вскоре после смерти животных. Еще больше заинтересовала палеонтологов трубка, проходящая вдоль тела наподобие кишки: она была разделена перегородками на отдельные блоки.

“Это совершенно несовместимо с версией о кишечнике (который представляет собой полую трубку), но хорошо соответствует хрящевой хорде (или нотохорду), – отметил Гарсия-Беллидо. – Таким образом, теперь мы можем делать выводы о том, где именно эта группа располагалась на древе жизни”.

Напомним, что нотохорд встречается практически у всех позвоночных на эмбриональных этапах развития, по мере взросления обычно уступая место полноценному позвоночнику. Некоторые примитивные хордовые вроде асцидий сохраняют нотохорд на протяжении всей жизни. Если ветуликолии действительно близки сальпам и асцидиям, то это помещает их в группу предков или как минимум “двоюродных братьев” всех остальных хордовых, и в том числе человека.

Nesonektris aldridgeiNesonektris aldridgei
Изображение взято из первоисточника

“Они являются близкими родственниками позвоночных. У Vetulicolia имеется длинный хвост, поддерживаемый жестким стержнем, напоминающим хорду, которая является предшественником позвоночника и служит уникальным признаком позвоночных и их родственников”, – сказал австралийский палеонтолог. Теперь Гарсия-Беллидо и его команда намерены переизучить известные остатки других ветуликолий, чтобы попытаться найти нотохорд и у них. Кроме того, будут продолжены раскопки на острове Кенгуру, где благодаря редкому стечению обстоятельств сохранились в ископаемом состоянии отпечатки мягких тканей животных кембрийского периода.

Статья опубликована в журнале BMC Evolutionary Biology