Черепахе Ивана Ефремова подыскали зубастого предка

Международная группа палеонтологов описала последнюю в истории Земли зубастую черепаху. Считалось, что эти панцирные рептилии окончательно расстались с зубами примерно 200 млн лет назад, но теперь понятно, что на территории современного Китая зубы у черепах оставались в тренде еще очень долго после этого срока.

Sichuanchelys palatodentataSichuanchelys palatodentata
Реконструкция:  Lida Xing

Находка порадовала ученых не только солидным зубным аппаратом, но и явными родственными связями с уже известными черепахами, обитавшими в тех же местах спустя десятки миллионов лет, в меловом периоде. Скорее всего, речь идет о предках и потомках, предполагают исследователи.

У современных черепах зубов нет. Для того, чтобы отщипывать кусочки от овощей или другой пищи, они используют острые края своего клюва, покрывающего переднюю часть морды. Но так было не всегда – у самых первых черепах зубов было достаточно много, причем росли они не только на челюстях, но и на небе. Однако примерно 190 млн лет назад черепахи оценили преимущества легкого и прочного клюва, отказавшись от выращивания тяжелых и энергетически затратных зубов.

Так считалось до того момента, как на местонахождении Wucaiwan в китайской провинции Синцзян не была найдена зубастая черепаха возрастом 160 млн лет. Вполне предсказуемо животное получило название Sichuanchelys palatodentata, то есть “черепаха из Сычуани с зубами на небе”. Она была не слишком крупной – с верхним панцирем (карапаксом) длиной 23 см и головой пятисантиметровой длины. На нижней поверхности ее неба ученые во главе с Вальтером Джойсом (Walter G. Joyce) из швейцарского университета Фрибурга обнаружили небные зубы, вполне обычные для ранних черепах триасового периода, но достаточно неожиданные для позднеюрского сычуаньхелиса.

“Ученые и раньше знали, что самые ранние черепахи все еще имели зубы на своем небе – это примитивное свойство они унаследовали от своих предков, – рассказывает Джойс. – Однако известные до сих пор зубастые черепахи имели возраст как минимум на 30 млн лет старше. Так что для нас стало большим сюрпризом найти зубастую черепаху, которая жила так поздно”.

Небные зубы Sichuanchelys palatodentataНебные зубы Sichuanchelys palatodentata
Реконструкция:  Lida Xing

Остатки Sichuanchelys palatodentata сохранились достаточно хорошо – ученым удалось изучить не только скелет и оба элемента панциря, но и практически полный череп, что в палеонтологии встречается не так уж часто. Особенности строения сычуаньхелиса заставили Джойса и его соавторов выделить новую группу азиатских черепах, получившую название Sichuanchelyidae. В нее вместе с сычуаньхелисом входит также позднемеловая черепаха Mongolochelys efremovi, названная так в честь великого советского палеонтолога Ивана Ефремова.

“Наш анализ показывает, что новая черепаха является самым близким родственником уже известной крупной наземной черепахи Mongolochelys efremovi, которая жила около 100 млн лет спустя в Центральной Азии, – отметил Мартон Раби (Marton Rabi), палеонтолог университета Тюбингена в Германии. – Казалось довольно странным, что у этой черепахи не были известны близкие родственники, но теперь мы видим, что она представляет собой конечное звено длинной линии, которая сохранялась в Азии на протяжении большей части мезозоя”.

Новое исследование также выявило четкую картину диверсификации и распределения черепах, определяемые распадом континентов 175 млн лет назад. Каждый континент, изолировавшийся в те времена от Пангеи, стал родиной собственной уникальной фауны  черепах.

Статья опубликована в журнале Evolutionary Biology