Дилофозавр-инвалид страдал от восьми болезней сразу

Особая отрасль палеонтологии, изучающая болезни древних существ – палеопатология – пока еще только формируется. Но палеопатологи уже сделали несколько интереснейших открытий, позволяющих совсем другими глазами взглянуть на ископаемых монстров. Так, хищный теропод Dilophosaurus wetherilli из юрского периода в свете своей истории болезни предстает не кровожадным убийцей, а несчастным и достойным всяческой жалости существом.

Дилофозавр-инвалид страдал от восьми болезней сразу

Следы болезней на костях динозавров палеонтологи встречают достаточно часто. Иногда одна и та же особь страдала сразу от нескольких проблем со здоровьем. Кости плеча и передних конечностей знаменитой тираннозаврихи Сью, остатки которой выставлены в Филдовском музее естественной истории, имеют в общей сложности четыре различных повреждения. Но настоящим рекордсменом в этом отношении стал скелет дилофозавра с явными признаками сразу восьми разрушительных патологий.

Этот экземпляр был найден в Аризоне еще в 1942 году. Кости взрослого шестиметрового ящера датировали интервалом между 190 и 183 млн лет назад и довольно быстро определили их видовую принадлежность. После этого палеонтологи на три четверти века потеряли к скелету интерес, и лишь недавно профессор биологии университета Файеттвиля Фил Сентер (Phil Senter) и его коллеги вновь обратили внимание на старый образец.

“Я нашел один перелом, и еще один…, – рассказывает доктор Сентер. – Мы не можем точно сказать, возникли они одновременно, или накопились за долгую жизнь животного”.

Кроме сросшихся переломов левой лопатки и левой лучевой кости, скелет этого дилофозавра имеет “целый букет костных повреждений”. Это, например, два утраченных по причине инфекции участка костей пальцев на левой передней лапе и три опухоли на правой лучевой кости. Кроме того, правая плечевая кость и сустав деформированы таким образом, что при жизни динозавра его лапа не могла быть подведена к грудной клетке и все время торчала вбок. А уже упомянутые повреждения костей пальцев передней конечности заставляли один из них постоянно оттопыриваться. “Он не был грубияном. Просто он ничего не мог с этим поделать”, – пояснил палеонтолог.

Кто, как и когда искалечил достаточно грозного хищника, пока неизвестно. “Моя любимая гипотеза заключается в том, что он мерялся силами с соперником, который сильно пнул его в левую лапу. Две колотых раны, полученные при этом ударе, загноились и вызвали инфекционное поражение костей, а переломы были получены от сопутствующего удара о скалу или, возможно, дерево”, – продолжает Сентер.

Вполне возможно, после травмы динозавру пришлось долго голодать, особенно если он испытывал сильную боль и с большим трудом мог ловить добычу из-за трещин в костях передней лапы. “Наверное, он перешел на меньшую добычу, чтобы хоть что-то есть. Тут уж выбирать не приходится”, – добавил ученый.

Статья опубликована порталом PLOS ONE