Динозавры начали вымирать задолго до метеорита

Всего полвека понадобилось британским палеонтологам, чтобы открыть для себя старую теорию советских коллег – вымирание динозавров в реальной истории длилось десятки миллионов лет, а падение крупного метеорита просто поставило окончательную точку в постепенно проигрываемой гигантскими ящерами борьбе за жизнь.

Динозавры начали вымирать задолго до метеорита

Несмотря на явную “вторую свежесть” этого открытия, оно вызвало у авторов неподдельное восхищение. Это совершенно неожиданные данные, настоящая революция в палеонтологии, пишут в своей статье представители британских университетов Рединга и Бристоля.

“Мы сами не ожидали такого результата. Хотя воздействие астероида по-прежнему является главным кандидатом на роль причины окончательного исчезновения динозавров, теперь ясно, что к тому времени они уже были довольно дряхлыми в эволюционном смысле”, – заявил ведущий автор работы, доктор Манабу Сакамото (Manabu Sakamoto) из университета Рединга.

Большинство западных палеонтологов до последнего времени были убеждены в том, что вплоть до момента падения метеорита около 66 млн лет назад динозавры процветали. Однако прибегнув к сложному статистическому анализу, команда британских ученых смогла показать, что темпы исчезновения отдельных видов динозавров превышали темпы появления новых их видов по крайней мере за 50 млн лет назад до импакта.

Любопытно, что если долговременное снижение численности видов ящеров происходило практически повсеместно, то в систематическом отношении оно оказалось вовсе не равномерным. Например, гигантские длинношеие зауроподы продемонстрировали самые быстрые темпы снижения видового разнообразия, в то время как у двуногих хищных теропод процесс шел намного более плавно и постепенно.

“Наша работа является новаторской в том смысле, что, повторю еще раз, изменяет наше представление о судьбе этих могущественных существ. В то время как внезапный метеоритный апокалипсис, возможно, стал последним гвоздем, забитым в крышку гроба динозавров, какая-то причина уже давно мешала им производить новые виды хотя бы с той же скоростью, с какой вымирали старые, – добавил доктор Сакамото. – То есть на протяжении десятков миллионов лет до своей окончательной гибели динозавры уже начали терять преимущества как доминирующие виды на Земле”.

Соавтор исследования, профессор Бристольского университета Майк Бентон (Mike Benton), напомнил, что падение гигантского астероида в самом конце мелового периода подняло в воздух огромные массы пыли, вызвав кратковременное глобальное похолодание и массовую гибель растительности. “Все факты говорят о том, что динозавры, доминировавшие в наземных экосистемах на протяжении 150 млн лет, почему-то потеряли способность достаточно быстро образовывать новые виды. А это, вероятно, привело их к неспособности оправиться от экологического кризиса, вызванного воздействием метеорита”, – сказал Бенсон.

Палеонтологи уверены, что судьба динозавров – грозное предупреждение человечеству. “Наше исследование убедительно свидетельствует о том, что если группа животных вымирает быстрее, чем способна восстанавливаться, то она склонна к полному исчезновению в результате какой-нибудь крупной катастрофы. Это имеет огромное значение для нашего нынешнего и будущего биоразнообразия, учитывая беспрецедентную скорость, с которой виды сегодня исчезают под влиянием вызванного человеком изменения климата”, – заявил Сакамото.

Статья опубликована порталом Proceedings of the National Academy of Sciences