Древние крокодилы были очень заботливыми родителями

Бразильские палеонтологи раскопали берег древнего озера, в котором сохранились гнезда меловых крокодилов-нотозухий. К удивлению ученых, кладки ящеров были относительно небольшими, и включали в себя всего по четыре-пять яиц.

Pissarachampsa seraPissarachampsa sera
Реконструкция: Todd Marshall

Как полагают исследователи, столь невысокая численность яиц может свидетельствовать о том, что крокодилы-родители уделяли своему потомству намного больше внимания, чем большинство их современных родственников, и были в этом отношении ближе к птицам, чем к собственным крокодильим предкам .

Однажды, около 72 млн лет назад, самка крокодила копала своими когтями песчаную почву на берегу пересыхающего озера. Она не была похожа на тех крокодилов, которых мы хорошо знаем сегодня. Тело крокодилицы, получившей от палеонтологов название Pissarrachampsa, было высоко поднято на почти распрямившихся лапах, а высокая морда с выдающимися вперед зубами больше напоминала хищного динозавра, чем крокодил.

Эта внешность наглядно показывает ту роль, которую Pissarrachampsa играла в экосистемах мелового периода. Она уже давно оставила нишу водного засадного хищника, превратившись во вполне сухопутного охотника. Однако песок на берегу озера она разрывала не ради добычи – в получившуюся ямку крокодилиха намеревалась отложить свои яйца. Которым суждено было намного пережить свою эпоху и сохраниться в ископаемом состоянии до наших дней.

Наша крокодилиха была не одна. Поблизости палеонтолог университета Сан-Пауло Жулио де Марсола (Julio C. de A. Marsola) и его коллеги нашли еще несколько кладок яиц и яичных зубов. Все они собраны в тех же геологических слоях, что и кости Pissarrachampsa, что позволяет отождествить яйца с данным видом крокодилов.

Напомним, что Pissarrachampsa, в отличие от современных крокодилов, принадлежала к своеобразной и многочисленной группе Notosuchia, существовавшей только в меловом периоде, зато практически по всему свету – в Южной Америке, Африке и Евразии. Большинство из них оторвались от водоемов, возвращаясь к воде лишь в период размножения. Нотозухии освоили самые разные экологические ниши, включая растительноядные. Находка гнезда представителя этой группы позволяет ученым судить об особенностях их поведения.

Современные аллигаторы, крокодилы и гавиалы откладывают, как правило, достаточно крупные кладки яиц. Скорее всего, их предки-неозухии поступали таким же образом. А вот нотозухии радикально уменьшили число яиц в кладке. Сравните, например, гнезда Pissarrachampsa, в каждом из которых было четыре-пять яиц, с гнездами нильских крокодилов, в которых яиц может быть до 80 штук. По мнению Марсолы и его коллег, это может свидетельствовать о переходе части нотозухий к k-стратегии размножения, при которой родители выводят небольшое количество потомства, но зато вкладывают в него намного больше энергии и заботы, чтобы повысить шансы детенышей достигнуть взрослого возраста.

Статья опубликована в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology