Эмиграция в США стартовала в меловом периоде

Двуногие птицеподобные динозавры семейства Caenagnathidae долгое время считались исключительно американской группой теропод. Поэтому открытие в 90-х годах прошлого века в Узбекистане типичной ценагнатиды Caenagnathasia martinsoni стало своего рода палеогеографической сенсацией. Известный российский палеонтолог, доктор биологических наук Александр Олегович Аверьянов рассказал об этом интереснейшем животном.

Один из американских представителей Caenagnathidae – Anzu wyliei.Один из американских представителей Caenagnathidae – Anzu wyliei

Caenagnathasia martinsoni была, видимо, самой мелкой и примитивной из известных нам ценагнатид. О биологии этого существа в настоящее время судить довольно трудно, поскольку и от киргизской ценагнатазии, и от ее американских родственников остались лишь редкие и фрагментарные остатки. Вероятно, по образу жизни Caenagnathasia martinsoni не отличалась от других ценагнатид – растительноядных и скорее всего стайных ящеров, в случае нападения хищников предпочитавших искать спасения в бегстве.

Первая статья, посвященная ценагнатазии (кстати, это имя состоит из двух частей – “ценагнат”, отражающего причастность животного к семейству Caenagnathidae, и “азия”, подчеркивающего необычное место находки) была опубликована в 1994 году. Тогда к данному таксону относили только два фрагмента челюстей. Только что мы с Хансом Дитером Сьюзом из американского Смитсоновского института описали новые окаменелости ценагнатазии – челюсть и несколько костей посткраниального скелета, в том числе позвонки и бедренную кость, найденные в узбекском местонахождении Джаракудук посреди пустыни Кызыл-Кум.

Новые находки позволяют провести более широкое сравнение единственной азиатской формы с другими ценагнатидами и придти к заключению о том, что в филогенетическом отношении Caenagnathasia martinsoni располагалась в самом основании всей клады ценагнатид, то есть может считаться одним из самых древних ее представителей.

Кроме того, теперь достоверно известно, что ценагнатазия – самый настоящий ценагнатид, обладающий уникальными признаками (синапоморфиями) этой группы в строении зубных костей. Между тем в относительно более молодых (кампан и маастрихт) фаунах Монголии и Китая  доминировали представители близкого, но все же другого семейства динозавров – овирапториды, выступающие экологическими аналогами ценагнатид. Поэтому скорее всего потомки ценагнатазии повторили судьбу тураноцератопса из тех же туронских отложений, но Узбекистана: обе группы – и ценагнатиды, и цератопсиды – впервые появились в Азии, но значительное развитие получили, перебравшись в Северную Америку.

Стоит отметить, что в фауне турона Узбекистана вообще много американских элементов. Такая ситуация объясняется межконтинентальной миграцией, имевшей место в те времена. Кстати, азиатские гадрозавры тоже более примитивны, чем североамериканские, что соответствует их более древнему образу. Общие формы известны даже среди млекопитающих, например спалаколестины из симметродонтов или параниктоидес из плацентарных, добавил Александр Аверьянов.

Необходимо напомнить, что в меловом периоде Северная Америка соединялась с нынешними Средней Азией, Китаем и Монголией через обширные сухопутные пространства Европы. И по всей вероятности именно Европа стала тем мостом, по которому исконные азиатские группы динозавров вроде цератопсов, гадрозавров и овирапторид заселили американские просторы, чтобы дать там большое количество самых разнообразных потомков.

Исследования последних лет заметно прояснили эту картину грандиозных миграций и последующего активного видообразования, работы продолжаются и посейчас. В Киргизии, например, уже сделаны новые находки местной меловой фауны – ими занимаются сотрудники национального Института геологии. А вот в Узбекистане, к сожалению, пока больше открытий не предвидится, поскольку там не осталось нужных специалистов.

Статья  опубликована в журнале Cretaceous Research