Кембрийский взрыв породил червей-гигантов

Большинство животных, появившихся в эпоху кембрийского взрыва, были весьма миниатюрны, и только спустя много миллионов лет их потомки достигли более-менее заметных величин. Однако новое существо, только что описанное американскими палеонтологами из знаменитых сланцев Берджесс, намного превосходило ростом своих современных потомков.

Capinatator praetermissusCapinatator praetermissus
Реконструкция: Marianne Collins

Причин такого гигантизма ученые пока не выяснили, зато установили, что этот ранний представитель типа Chaetognatha определенно был хищником, и скорее всего, сеял панику среди мелкоразмерных обитателей кембрийского дна.

Современные хетогнаты, именуемые также морскими стрелками или щетинкочелюстными, в основном представляют собой планктонные организмы. Обычно их размеры составляют от нескольких миллиметров до пары сантиметров. Ископаемые остатки мягких тел Chaetognatha крайне редки. До сих пор была описана лишь пара их экземпляров из раннего кембрия Китая. В остальном же ученым приходилось довольствоваться их “щетинками” – хватательными шипами, растущими по обе стороны пасти и некоторое время объединявшимися с конодонтами.

Поэтому особый интерес для исследователей представляет находка в канадских сланцах Берджесс сразу полусотни окаменелостей мягких тел гигантской хетогнаты Capinatator praetermissus. Это название происходит от латинских слов capio, то есть “хватать”, и natator – “пловец”. Видовое имя означает “пропущенный”, ведь изучение местонахождения Берджесс длится уже более века, и все еще приносит новые виды удивительных древних существ.

Длина Capinatator praetermissus без плавников достигала 10 см, то есть была сопоставимой с самыми крупными современными Chaetognatha. Зато острых изогнутых шипов по бокам пасти у него торчало в два раза больше – по 25 с каждой стороны. С помощью этих приспособлений капинататор хватал проплывавших мимо организмов и подтягивал к собственной пасти. При этом шипы сходились, подобно растопыренным пальцам двух рук, надежно фиксируя жертву.

“Этот новый вид был хорошо адаптирован к захвату добычи многочисленными колючими шипами, окружающими его рот, – рассказал соавтор работы, профессор университета Торонто Жан-Бернар Карон (Jean-Bernard Caron). – Стремительно смыкающиеся шипы были, наверное, последним ужасающим зрелищем для многих мелких морских животных, обитавших в те времена”.

“Окаменелости сохранили такие особенности строения, как кишечник и мышцы, обычно распадающиеся при захоронении, а также более устойчивые к распаду хватающие шипы, – добавил ведущий автор исследования, профессор Йельского университета Дерек Бриггс (Derek Briggs). – Они показывают, что хищные хетогнаты эволюционировали во время взрывного роста биоразнообразия кембрийского периода и были важным компонентом самых ранних морских экосистем”.

Статья опубликована в журнале Current Biology