«Конг. Остров черепа». Ненаучная фантастика глазами палеонтологов

На киноэкраны выходит очередная лента, посвященная гигантской обезьяне Кинг-Конгу. В кинофильме “Конг. Остров черепа” действие разворачивается на все том же тихоокеанском острове, населенном поразительными для образованного человека формами органической жизни.

«Конг. Остров черепа»

Что из показанного на экране действительно могло произойти, а что является откровенным вымыслом, без всяких шансов на воплощение в реальность? Специалисты-палеонтологи поделились своим мнением о 30-метровой обезьяне.

Итак, задолго до премьеры режиссер фильма Kong: Skull Island Джордан Вот-Робертс заявил порталу The Hollywood Reporter, что его Конг был “не 10-футовой или 30-футовой, а 100-футовой обезьяной”. Нужно признать, что в прошлом некоторые наземные животные действительно достигали похожих величин. В то же время многие современные звери, такие как волки, медведи, большие кошки и даже приматы, значительно уступают размерами своим вымершим родственникам. Так что же позволяет животным достигать столь зрелищных размеров, и почему наши современники не могут вырасти такими, как Конг?

Сегодня, пожалуй, только синие киты приближаются к масштабам Конга, достигая 31 метра в длину. Но миллионы лет назад даже на суше можно было встретить, например, зауропода Argentinosaurus, который достигал 140 футов (46,7 м) от кончика носа до хвоста. Впрочем, он был рептилией и не имел тех ограничений, которые накладывают на размеры тела некоторые физиологические особенности млекопитающих.

Действительно, на суше млекопитающие никогда не достигали размеров динозавров. Самое крупное наземное млекопитающее всех времен – носорог Indricotherium, живший между 34 и 23 млн лет назад и достигавший всего 16 футов (5 м) в высоту. А самый крупный из известных приматов – вымерший 100 000 лет назад Gigantopithecus – едва добрался до 10 футов (3 м).

“Все дело в том, что млекопитающие теплокровны, и у них очень высокие энергетические потребности, – рассказал Джон Флинн (John Flynn), куратор отдела палеонтологии Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. – Чем зверь крупнее, тем дороже становится снабжать энергией его теплокровное тело. Когда вы достигнете размеров слона или индрикотерия, вам будут необходимы невероятно эффективные механизмы извлечения энергии из пищи. То есть вам придется или питаться сверхвысокоэнергетической пищей, или питаться все время – или и то, и другое”.

Кроме того, развитие гигантизма у любого вида живых существ определяется рядом экологических факторов. “Размер тела определяет, сколько вам нужно есть, и насколько успешно вы сможете доминировать над другими видами в конкуренции за ресурсы. В материковых экосистемах виды увеличиваются или уменьшаются в размере, чтобы заполнить различные экологические ниши”, – напоминает Марк Ломолино (Mark Lomolino) из Нью-Йоркского университета.

Но на островах действуют другие правила. Обычно там намного меньше млекопитающих, и это устраняет некоторые движущие силы диверсификации. В результате срабатывает “островное правило” – крупные животные становятся меньше, а мелкие – больше. Очевидно, что фауна острова Черепа самым злонамеренным образом игнорирует это правило, потому что примат, очень похожий на обычную гориллу, каким-то образом увеличился в размерах до 100 футов.

Но ведь у многих крупных млекопитающих, которые живы и сегодня, имеются вымершие родственники, которые достигали еще более крупных размеров, напомнят оптимисты. В Северном полушарии в течение последнего ледникового периода водились такие представители мегафауны, как мастодонты, мамонты, ужасные волки, гигантские медведи и саблезубые кошки, превышающие в размерах своих современных кузенов. В основном все они исчезли во время так называемого четвертичного вымирания, произошедшего около 12 000 лет назад.

Резкое изменение климата было важнейшим фактором этого процесса, но еще большую роль в упадке крупных млекопитающих и их окончательном исчезновении сыграл приход людей, уверены многие ученые. “Они просто не смогли справиться с появлением нового хищника”, – отметил Крис Сандом (Chris Sandom) из университета Сассекса.

В сегодняшнем мире, который все больше зависит от деятельности человека, будущее самых крупных диких животных пока выглядит неопределенным. Фактически, большинство крупнейших существ Земли – около 59% хищников и 60% травоядных – могут исчезнуть уже к 2100 году, предупреждают биологи. Если этот процесс не остановить, то носороги, гориллы и тигры через несколько десятилетий будут казаться кинозрителям такой же фантастикой, как сегодня огромный Кинг-Конг.

По материалам портала Live Science