Минденский монстр: описан самый крупный хищный динозавр Германии

Немецкие палеонтологи завершили описание крупного хищного динозавра, остатки которого были найдены в 1998 году в заброшенном карьере возле города Минден на северо-западе Германии. Ящер оказался самым крупным хищником, обитавшим в этих местах во времена юрского периода.

Wiehenvenator albatiWiehenvenator albati
Реконструкция Joschua Knuppel

Несмотря на то, что от скелета сохранилось всего несколько костей и неполный череп, ученые смогли успешно восстановить его облик и вычислить образ жизни и родственные связи. Крупнейший динозавр юрской Германии принадлежал к группе мегалозаврид и обитал на морском побережье, питаясь рыбой и, возможно, выброшенной прибоем на пляж падалью.

Насколько это известно современным палеонтологам, динозавры никогда не были хорошими мореплавателями. Ихтиозавры, плезиозавры, мозазавры и другие водоплавающие рептилии являются лишь отдаленными их родственниками. Однако ничто не мешало динозаврам время от времени забираться в воду, поэтому их окаменевшие остатки иногда можно встретить в донных отложениях мезозойских морей. Так произошло и с новым хищником, скелет которого сохранили горные породы юрского возраста, отложившиеся в районе архипелага, располагавшегося 165 млн лет назад на месте северной Германии.

В 1998 году геолог Фридрих Альбат (Friedrich Albat), осматривая гряду холмов Wiehengebirge к югу от Миндена, обнаружил остатки гигантского теропода, вмурованные в прочную породу. Раскопки, продолжавшиеся с 1999 по 2001 год, позволили ученым извлечь все сохранившиеся кости и приступить к их изучению, которое возглавил научный сотрудник университета Людвига-Максимилиана Оливер Рохат (Oliver W.M. Rauhut).

Хотя остатки представляют собой лишь отдельные кости, они очень хорошо сохранились. Детали их строения четко указывают, что речь идет о новом роде и виде мегалозаврид (Megalosauridae) – крупных хищных динозавров юрского периода. Назвали новичка Wiehenvenator albati – в честь холмов Wiehen и доктора Альбата.

Как рассказал доктор Рохат, изученный палеонтологами подрощенный, но еще не достигший зрелости вихенвенатор достигал длины 8-10 метров и весил порядка двух тонн. По сравнению со своими ближайшими родственниками монстр из Миндена, как прозвали находку журналисты, был более мощным и коренастым. В пасти вихенвенатора росли крупные, загнутые назад зубы величиной с банан. Как и широко известные Allosaurus и гораздо более молодой Tyrannosaurus, Wiehenvenator albati был двуногим ящером, передвигавшимся на задних лапах, в то время как передние были значительно уменьшены.

Во времена Wiehenvenator albati западная Европа представляла собой мелководный морской бассейн, усыпанный островами и целыми архипелагами. Этот регион стал родиной для множества разнообразных хищных динозавров, некоторые из которых достигали весьма значительных размеров. Большинство из них принадлежали к семейству Megalosauridae.

Вихенвенатор жил на одном таком архипелаге, и его тело по какой-то причине оказалось захоронено в море. Рядом с его остатками в заброшенном карьере был найден череп морского крокодила Metriorhynchus. Возможно, Wiehenvenator питался мертвыми рыбами и крокодилами, выбрасываемыми на берег юрского океана, предполагают палеонтологи.

Филогенетический анализ морфологии остатков показал, что Wiehenvenator и его родственники переживали быструю адаптивную радиацию в средней юре, что в относительно короткий промежуток времени привело к появлению множества разнообразных видов. “Практически все основные группы хищных динозавров возникли именно в этот период, в том числе тираннозавриды, которые намного позже, около 80 миллионов лет спустя породили действительно гигантских представителей, и первые прямые предки птиц”, – рассказал Рохат.

Этот взрыв видообразования, вероятно, оказался возможным благодаря исчезновению значительной части более примитивных хищных динозавров в конце нижней юры. Причиной этого вымирания палеонтологи считают изменение климата вследствие широкого распространения вулканической активности.

Статья опубликована в открытом доступе порталом Palaentologia Electronica