Мумия моа призналась в том, что кушала при жизни

Уникальная мумия вымершей новозеландской птицы моа помогла ученым выяснить особенности питания разных видов этих древних гигантов. Теперь подбор их “экологических суррогатов” можно будет осуществлять куда более тщательно и достоверно, отмечают исследователи.

Мумия моа призналась в том, что кушала при жизни

Хотя группа австралийских и новозеландских палеонтологов исследовала пищевую биодинамику пяти из шести известных родов моа, главной героиней этой работы стала, безусловно, фрагментарная мумия древней птицы – естественно мумифицировавшиеся остатки Megalapteryx didinus.

История данного образца довольно загадочна. Первый владелец раздобыл ее неизвестно где еще в 1863 году, а спустя почти век, в 1943 году, его наследники продали мумию в новозеландский музей Te Papa Tongarewa. Часть обезвоженных структур мумии вскрыта, так что можно наблюдать мускулатуру шеи. Но доктор Мэри Аттард (Marie Attard) и ее коллеги решили все же устроить образцу полноценное магнитно-резонансное сканирование. Полученная в результате трехмерная модель куда лучше подходила для изучения мышц птицы, чем обычно используемые в случае ископаемых организмов аналогии с их дожившими до наших дней родственниками.

Уточнить детали подвижности клюва, головы и шеи разных моа австралийские ученые решили для того, чтобы объяснить, как эти крупные и довольно похожие друг на друга птицы ухитрялись выживать на достаточно ограниченном в ресурсах и площади архипелаге. Ответ оказался традиционным – разные виды использовали различные корма. Пищевая дифференциация не успела привести к сильному эволюционному расхождению различных линий, но все же оставила вполне заметные следы на ископаемых остатках.

Напомним, что моа были одними из немногих крупных растительноядных Новой Зеландии. При росте почти в 4 метра они весили свыше 200 кг. Исследователи используют в их отношении термин browsing animals – то есть животные, питающиеся листьями, фруктами и прочими дарами природы, растущими над землей, но не непосредственно на грунте. Моа оказывали большое влияние на растительность, и, соответственно, на всю островную экосистему.

“Различные виды моа, живущие в одной и той же географической зоне, могли уменьшать конкуренцию за продовольственные ресурсы, используя различные стратегии кормления, – рассказывает Мэри Аттард о результатах своей работы. – Вполне вероятно, что прибрежные моа играли важную экологическую роль, разнося семена растений, мясистые плоды которых входили в их рацион. С другой стороны, мелкие лесные моа с острыми кромками клювов хорошо адаптированы к более жесткой, волокнистой пище”.

Также исследователи пришли к выводу, что по характеру питания моа довольно сильно отличались от других бескилевых, в том числе от современных страусов. Все эти данные обязательно нужно учитывать при палеоэкологических реконструкциях новозеландских экосистем, отмечают палеонтологи.

Статья опубликована порталом RSPB