Обнаружено новое звено в эволюции птиц

Археоптерикс больше не одинок: ученые из Германии обнаружили ископаемое крыло ещё одного предка современных птиц, который жил на Земле около 150 миллионов лет назад, сообщается на сайте Университета Людвига-Максимилиана. Alcmonavis poeschli был больше археоптерикса и, скорее всего, летал лучше него,  пишут исследователи в eLife.

Крыло Alcmonavis poeschli © Oliver WM Rauhut et al.Крыло Alcmonavis poeschli, как оно было найдено в плите известняка.
Alcmonavis poeschli является вторым известным экземпляром летучей птицы из юрского периода.
© Oliver WM Rauhut et al.

Со времени открытия первой окаменелости археоптерикса в 1861 году он считался единственной известной примитивной птицей юрского периода. Это позвоночное величиной с ворону занимает промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами. Теперь ученые нашли еще одно переходное звено – и, пожалуй, более тесно связанное с современными птицами.

Alcmonavis poeschli обладает многочисленными чертами, которые не встречаются у археоптерикса, но присущи более поздним птицам. Это говорит о том, что он был лучше приспособлен к активному взмаху полета. «Мышцы крыльев указывают на большую способность летать», – говорит профессор Оливер Раухут (Oliver Rauhut) из Университета Людвига-Максимилиана.

Окаменелое крыло предка птиц было найдено в залежах зольнхофенского известняка, или «юрского мрамора», в долине реки Альтмюль на юге Германии. Примечательно, что все найденные останки археоптерикса также были сохранены в этом известняке. Таким образом, две первые «птицы», очевидно, жили одновременно на одной территории.

Название вида вымершей птицы юрского периода Alcmonavis poeschli содержит старое кельтское слово «Алькмона» – обозначение для реки Альтмюль. Вторая часть имени дана в честь человека, открывшего новый вид, – Ролана Пёшла (Roland Pöschl).