Всего один ген заставляет раковину улиток заворачиваться вправо

Японские исследователи Масанори Абе (Masanori Abe) и Рейко Курода (Reiko Kuroda)  сумели выявить ген , заставляющий раковины брюхоногих моллюсков заворачиваться вправо.

Lymnaea stagnalis © Hiromi TakahashiLymnaea stagnalis
© Hiromi Takahashi

Биологи давно знают, что раковина подавляющего большинства брюхоногих моллюсков представляет собой правозакрученную спираль. Виды, раковина которых закручена в левую сторону, составляют исключение. Среди обычных видов иногда попадаются мутанты с неправильно закрученной раковиной, но они испытывают большие проблемы с размножением, так как им трудно спариваться с обычными, правозакрученными сородичами (подробнее о проблемах левозакрученных улиток можно прочитать в отдельном очерке). Но до сих пор направление спирали раковин не было объяснено на генетическом уровне.

Теперь авторы работы экспериментально подтвердили, что направление спирали зависит от гена Lsdia1. Когда у обыкновенных прудовиков (Lymnaea stagnalis) при помощи редактирования генома отключили данный ген, они стали давать потомство с левозакрученными раковинами. Изменение направления наблюдалось уже на стадии эмбриона.

Правда, до сих пор неясно, как именно ген Lsdia1 влияет на раковину. Ученые полагают, что он отвечает за синтез одного из белков, участвующих в регуляции цитоскелета, но намерены провести дальнейшие исследования, чтобы уточнить его функции. Также авторы отмечают, что такие гены встречаются у других животных, а значит и у других видов они могут быть вовлечены в асимметрию правого и левого.

Исследование опубликовано в журнале Development