Первое массовое вымирание устроили животные

Самое раннее из известных массовых вымираний произошло около 540 млн лет назад и ознаменовало собой окончание эдиакарского периода. Его ведущей причиной, по мнению американских палеонтологов, стало появление новых, более прогрессивных и агрессивных животных, своеобразных экологических инженеров своего времени.

Первое массовое вымирание устроили животные

Если это так, но людям стоит более внимательно следить за своей экологической ролью, предупреждают ученые – ведь сегодня именно наш вид носит титул самого могущественного экологического инженера всех времен .

Самая ранняя жизнь на Земле была представлена микроорганизмами – разнообразными видами одноклеточных. Так продолжалось около 3 млрд лет, вплоть до появления первых многоклеточных. Эдиакарская биота, состоящая из этих перспективных новичков, распространилась по нашей планете около 600 млн лет назад. Ее представители были в основном неподвижными морскими организмами, имевшими форму дисков, трубок, листьев и матрасов.

Еще 60 млн лет спустя эволюция произвела на свет еще одно важно новшество – первых многоклеточных животных (Metazoa). Метазои могли свободно передвигаться по крайней мере на некоторых стадиях своего жизненного цикла и питались другими организмами или продуктами их жизнедеятельности. Благодаря им в океанах произошел резкий рост биоразнообразия – так называемый Кембрийский взрыв. За каких-то 25 млн лет практически все появились основные типы современных животных: позвоночные, моллюски, членистоногие, кольчатые черви, губки и медузы.

“Эти новые виды были “экологическими инженерами”, менявшими окружающую среду таким образом, что старым представителям эдиакарской биоты становилось все сложнее выживать”, – рассказал доцент университеты Вандербильта Саймон Даррок (Simon Darroch), ведущий автор исследования, показывающего тесную экологическую связь между представителями сообществ эдиакарской биоты и новыми многоклеточными животными.

“До сих пор у нас было крайне мало доказательств сосуществования настоящих животных с мягкотелыми эдиакарскими организмами, – говорит Даррок. – Мы описываем новые эдиакарские окаменелости из южной Намибии, представленные мягкотелыми трубчатыми организмами, которые, как мы полагаем, являются самими животными и вертикально ориентированными следами животных. Хотя невозможно определить наверняка того, кто оставил эти следы, их форма очень напоминает конусообразные организмы Conichnus, известные из кембрийских отложений”.

Ранее Даррок с коллегами обнаружили несколько комплексов окаменелостей, в которых присутствуют как эдиакарская биота, так и настоящие животные. Это позволило ученым предположить, что эти группы организмов могли взаимодействовать между собой.

“Некоторые из окаменелостей принадлежат анемонам – сидячим хищникам, которые, возможно, охотились на личинок эдиакарских организмов. Мы также обнаружили следы эдиакарских организмов листообразной формы (frondose organisms) основание которых было покрыто окаменелостями животных. В целом, новые окаменелости дают представление о “переходной” экосистеме, существовавшей незадолго до Кембрийского взрыва. Она включала в себя как уже обреченную на вымирание эдиакарскую биоту, так и только начинающих наращивать свое разнообразие новых животных”, – отметил палеонтолог.

Хотя Даррок изучает события, произошедшие 540 млн лет назад, по его мнению нечто подобное происходит и сейчас. “Вымирание в конце эдиакарского периода показывает, что эволюция новых моделей поведения может полностью изменить внешний облик планеты. Сегодня мы, люди, самые влиятельные “экосистемные инженеры” за всю историю Земли”, – подчеркнул он.

Статья опубликована в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology