Первый титанозавр почти век ждал описания

Британские палеонтологи описали одного из самых ранних представителей титанозавров – харизматичных четвероногих ящеров с длинной шеей и хлыстообразным хвостом. Уникальную окаменелость они нашли в музейных фондах, куда та угодила еще в 30-е годы прошлого века.

Vouivria damparisensis

Vouivria damparisensis, как назвали нового динозавра, жила на территории современной Франции в конце юрского периода, около 160 млн лет назад. Такая датировка делает вуиврию одним из самых ранних титанозавриформов.

“Vouivria была травоядным животным, питавшимся всевозможной растительностью вроде папоротников и хвойных деревьев. В те времена Европа представляла собой множество островов. Мы точно не знаем, от чего умерло это существо, но спустя миллионы лет оно представляет нам важные данные, которые помогут более детально понять эволюцию брахиозаврид и гораздо более многочисленной группы динозавров, к которой они принадлежали, называемой титанозаврами”, – отметил ведущий автор исследования, доктор Филип Манньон (Philip Mannion) из Имперского колледжа в Лондоне.

Как показало исследование, Vouivria умерла в относительно молодом возрасте, а при жизни весила около 15 тонн и была более 15 метров в длину, что примерно в полтора раза больше, чем знаменитые британские двухэтажные автобусы – даблдеккеры. Шея животного располагалась обычно под углом в 45 градусов к горизонту а все четыре лапы имели одинаковую длину.

Изначально окаменелости Vouivria были найдены палеонтологами около деревни Дампарис в департаменте Юра на востоке Франции. Произошло это в 1934 году, и с тех пор они хранились в Национальном музее естественной истории в Париже. Окаменелость была вкратце упомянута учеными в исследованиях, относящихся к 1930-м и 1940-м годам, но никогда не описывалась в качестве отдельного вида. Вместо этого в литературе ее часто называли просто “динозавром Дампариса”.

Новое исследование помогает представить себе окружающую среду, в которой обитала Vouivria, а также причины ее смерти. Палеонтологи считают, что Vouivria погибла в прибрежной лагунной среде во время кратковременного снижения уровня моря. Первоначально предполагалось, что ее туша была смыта в море, поскольку в те времена завроподы считались животными, обитавшими на суше. Но новое исследование остатков ящера в сочетании с анализом горных пород, в которых сохранились ее остатки, дает убедительные опровержения этой реконструкции.

В заключение остается добавить, что родовое название Vouivria происходит от старофранцузского слова vouivre, восходящего к латинскому vipera и обозначающего гадюку. Однако в регионе Франш-Конте, где нашли вуиврию, la vouivre – это легендарная крылатая рептилия. Название вида damparisensis дано в честь деревни Дампарис, близ которой найдена окаменелость.

Статья опубликована в журнале PeerJ