По меловой Аляске рыскали стада динозавров

Новая находка утконосых динозавров на Аляске бросает вызов современным представлениям о физиологии этих животных. Как могли крупные растительноядные рептилии существовать в условиях полярной ночи и низких температур?

Ugrunaaluk kuukpikensisUgrunaaluk kuukpikensis
Реконструкция: James Havens

Исследование, которое недавно завершили палеонтологи университетов Аляски и Флориды, посвящено очень необычной находке. В меловых отложениях реки Колвилл они обнаружили тысячи костей, принадлежавших молодым гадрозаврам – растительноядным утконосым ящерам, жившим около 69 млн лет назад. Сперва эти окаменелости отнесли к известному и хорошо изученному роду Edmontosaurus, но во время формального описания находки в ней неожиданно обнаружились совершенно несвойственные эдмонтозаврам черты.

В результате нового ящера нарекли Ugrunaaluk kuukpikensis – древнее пасущееся животное с реки Колвилл на языке местных эскимосских племен. Взрослые угруналуки  вырастали до 10 метров в длину и передвигались главным образом на двух ногах, хотя при необходимости могли вставать и на четыре точки опоры. От близких по строению эдмонтозавров Ugrunaaluk kuukpikensis отличается некоторыми деталями строения черепа и особенно ротового аппарата. А сотни зубов во рту помогали ему тщательно пережевывать грубую арктическую растительность.

Основную массу находок угруналука составили остатки молодых особей, достигавших всего трех метров в длину и одного метра в холке. По рассказам ученых, у них сложилось твердое убеждение в том, что какая-то пока неизвестная беда практически моментально умертвила достаточно крупное стадо подростков-гадрозавров. К сожалению, пока невозможно сказать точно, было ли это наводнение, неожиданное падение температуры, нападение хищников или что-то еще.

В те времена современная Аляска располагалась далеко к северу, примерно в районе 80-й параллели, поэтому местной фауне приходилось справляться с такими трудностями арктической жизни, как полярная ночь и экстремально низкие температуры. И хотя климат мелового периода был не в пример теплее современного, палеонтологи утверждают, что среднегодовые температуры родины Ugrunaaluk составляли не больше плюс шести градусов по Цельсию.

“Это, конечно, была не современная Арктика с ее морозами за 40 градусов. Наверное, хорошей аналогией будет наша Британская Колумбия, – заявил ведущий автор исследования Грег Эриксон, профессор палеобиологии университета штата Флорида. – Но все же открытие динозавров так далеко на севере бросает вызов всему, что мы предполагали о физиологии динозавров. Естественным образом встает вопрос: как они вообще здесь выживали?”

В настоящее время ученые полагают, что как минимум гадрозавры были постоянными жителями этих неприветливых мест, потому что целое стадо мелких, несовершеннолетних динозавриков вряд ли смогло бы выдержать все тяготы дальней миграции. Кроме того, уже понятно, что динозавровая фауна Аляски была достаточно богатой. Прежде в этих местах уже находили кости и следовые дорожки самых разных ящеров – других гадрозавров, цератопсов, теризинозавров, и даже птерозавров. Но так далеко к северу окаменелости динозавров были встречены впервые.

“Мы в основном уже раскрыли факт существования этого затерянного мира динозавров, хотя никогда прежде и не думали, что он мог бы существовать в Арктике. Похоже, Аляска действительно является последним рубежом для палеонтологии динозавров”, – отметил Эриксон.

“Открытие Ugrunaaluk kuukpikensis уточняет состав фауны и увеличивает объем свидетельств того, что в палео-Арктике проживала достаточно разнообразная эндемичная полярная динозавровая фауна раннего маастрихта”, – пишут исследователи в своей статье.

Кстати, первые кости динозавров на Аляске еще в 1960-х годах обнаружили геологи, искавшие там нефть. Имя одного из них, Роберта Лискомба, носит местонахождение, в котором были найдены остатки угруналуков. Правда, Лискомб полагал, что нашел кости млекопитающих. Это недоразумение разрешилось лишь спустя два десятилетия, которые окаменелости с Аляски провели в университетских запасниках.

В настоящее время американские палеонтологи работают над уточнением списка динозавров Аляски. “Мы знаем, что на Северном склоне (регион на севере Аляски) присутствуют окаменелости по крайней мере 12 или 13 различных видов динозавров, – сообщил Пэт Дрюкенмиллер, куратор геологии в музее университета Аляски. – Но не все материалы, которые мы находим, позволяют выделять новые виды”.

Пока что палеонтологи не обнаружили здесь никаких следов присутствия крокодилов, черепах, ящериц и других эктотермных животных, нуждающихся в солнце или другом внешнем источнике тепла для поддержания собственной температуры тела. “Это говорит нам кое-что о биологии динозавров”, – уверен Эриксон, по мнению которого мезозойские ящеры были больше похожи на птиц и млекопитающих.

Статья опубликована в журнале Acta Palaeontologica Polonica