Под Саратовом нашли необычного птерозавра

Группа российских палеонтологов, изучающих мезозойскую биоту Поволжья, описала остатки необычного птерозавра, жившего в конце мелового периода на территории современной Саратовской области. Ящер принадлежал к семейству Azhdarchidae – наиболее поздней и продвинутой группе птерозавров, распространенной почти по всему миру.

Птерозавр Volgadraco bogolubovi на одном из островных пляжей Поволжского архипелагаПтерозавр Volgadraco bogolubovi на одном из островных пляжей
Поволжского архипелага
Реконструкция: Андрей Атучин.

Неожиданным и своеобразным оказалось строение плечевой кости животного. Оно заметно отличается от таких известных аждархид, как американский Quetzalcoatlus, и скорее напоминает казахстанских представителей семейства. Вполне возможно, сообщили палеонтологи, что на берегах Тургайского пролива и островах Поволжского архипелага существовала отдельная линия Azhdarchidae .

У птерозавров, подобно современным птицам, кости были тонкими и легкими, пронизанными воздушными камерами для большего снижения их веса. После смерти животных хрупкие кости быстро разрушались. По этой причине остатки птерозавров обнаруживаются крайне редко, во всяком случае, в верхнемеловых отложениях России.

Описанные российскими палеонтологами окаменелости представляют собой обломки плечевых костей, найденных в мелководных морских отложениях среди остатков рыб, морских черепах, плезиозавров и мозазавров. Ученые полагают, что аждархиды гнездились на островах Поволжского архипелага, располагавшегося в Русском море в позднемеловое время. Очевидно, птерозавры ползали по пляжам островов у кромки воды и собирали пищу – рачков и  мелкую падаль. Вероятно, труп одного из птерозавров был смыт волнами в море.

Несмотря на небольшие размеры – всего несколько сантиметров – наиболее полно сохранившаяся плечевая кость оказалась информативной, поскольку сохранила почти все детали строения проксимального сустава. Изучавший окаменелость ведущий российский специалист по птерозаврам, профессор Санкт-Петербургского университета Александр Аверьянов легко опознал в ней аждархида. Но дальше исследователей ожидал сюрприз.

“Анатомия скелета Azhdarchidae весьма консервативна: различия между таксонами касаются, главным образом, строения челюстей и шейных позвонков. В связи с этим примечательно, что фрагмент обнаруженной и описанной плечевой кости демонстрирует заметные отличия от ранее известных плеч аждархид. Его проксимальная суставная поверхность не седловидной формы. Подобное строение прежде встречалось палеонтологам лишь у найденных в Казахстане птерозавров Aralazhdarcho bostobensis”, – рассказал соавтор исследования, доцент Саратовского государственного технического университета Максим Архангельский.

“Отмеченные анатомические особенности свидетельствует о большом морфологическом своеобразии аждархида из Саратовской области, – пишут ученые. – Остатки с большой долей вероятности принадлежат Volgadraco bogolubovi, птерозавру описанному ранее из кампанских отложений этого же региона. Сходство в строении плечевых костей аждархид из Казахстана и Поволжья может свидетельствовать о существовании особой линии аждархид в позднем мелу на берегах Тургайского пролива”.

Статья опубликована в «Палеонтологическом журнале»