Предложена новая причина вымирания самой большой акулы на Земле

Биологи предложили новое объяснение вымиранию мегалодона — крупнейшей акулы в истории планеты. Свою версию они представили на страницах журнала Journal of Biogeography. Carcharocles megalodon жила 2,3-2,6 миллиона лет назад. В длину она достигала 18 метров — втрое больше, чем большая белая акула. В вымирании мегалодона обычно обвиняют климатические изменения — образование Панамского перешейка и другие явления, способствующие глобальному похолоданию.

Carcharocles megalodonCarcharocles megalodon

Однако палеонтологи из Цюрихского университета, обследовав останки мегалодонов, обнаруженные во всех океанах планеты, пришли к другому выводу: погубил гигантских акул не климат, а падение видового разнообразия жертв и появление хищников-конкурентов.

Выяснилось, что в раннем миоцене (до 16 миллионов лет назад) мегалодоны обитали преимущественно в Северном полушарии, в теплых водах у побережья Северной Америки и Европы, а также в Индийском океане. Затем они распространились и к морям Азии, а также дошли до побережья Южной Америки. Середина миоцена отмечена максимальной численностью, а на поздний миоцен пришелся пик их распространенности на планете.

Ученые не нашли прямой связи между климатическими колебаниями и исчезновением мегалодонов. В холодные периоды акул не становилось меньше, а в теплые — больше. Более значимым ученые сочли эволюционную траекторию других видов: морские млекопитающие, которыми питались мегалодоны, исчезали, а тем временем возникали новые хищники — предки косаток и больших белых акул. Эти виды оказались успешными соперниками мегалодонов, оттеснив акул от сокращающихся пищевых ресурсов.