Саблезубого жирафа назвали в честь принцессы Амидалы

Новый представитель давно вымерших родственников современных жирафов, найденный в неогеновых отложениях Испании, получил имя в честь принцессы Падме Амидалы – героини фантастической эпопеи Star Wars. На этот шаг палеонтологов, изучавших древнее животное, вероятно, вдохновил Т-образный вырост на голове зверя, чем-то напоминающий головной убор принцессы.

Xenokeryx amidalaeXenokeryx amidalae
Реконструкция: Israel M. Sanchez

Окаменелости палеомерициды (Palaeomerycidae), названной Xenokeryx amidalae, раскопал в центральной Испании Израиль Санчес (Israel M. Sanchez), палеонтолог Национального музея естественной истории в Мадриде. Остатки ксенокерикса сохранились очень хорошо, и на его черепе можно различить сразу три рога – два обычных над глазами и один в форме буквы Т с выраженной горизонтальной перекладиной ближе к затылку. Кроме того, в глаза бросаются удлиненные верхние клыки, придающие этому жившему 16 млн лет назад жвачному неожиданный саблезубый имидж.

“Всю свою жизнь я являюсь преданным фанатом Star Wars, – заявил Санчес. – И было очень здорово объединить два моих самых главных увлечения”. Если видовое имя по прихоти ученого увековечило героиню фильма “Скрытая угроза”, то родовое более канонично и переводится на русский язык как “странный рог”.

Несмотря на грозные клыки (имевшиеся только у самцов), ксенокериксы были травоядными животными и достигали размеров среднего современного оленя. В их времена Испанию покрывало множество теплых пастбищ, заполненных носорогами, ранними слонами и оленями. Хищники были представлены крокодилами и собакомедведями.

Отличная сохранность окаменелости позволила Санчесу детально разобраться в достаточно запутанных до этого родственных связях палеомерицид. Так, сходство евразийских Palaeomerycidae и североамериканских Dromomerycidae оказалось чисто внешним. Очевидным стало включение палеомерицид в кладу Giraffomorpha, в то время как дромомерициды явно более близки к оленям.

Заодно Санчес разделил всех Palaeomerycidae на две крупные линии. “Прояснение места палеомерицид на родословном древе жвачных дает нам возможность проникнуть в суть эволюционной истории инфраотряда высших жвачных (Pecora) и показывает нам удивительно разнообразную древнюю группу, обитавшую в Евразии и Африке”, – отметил Израиль Санчес.

Исследователи обнаружили остатки Xenokeryx amidalae в местонахождении миоценовой фауны позвоночных La Retama в муниципалитете Лоранка (Loranca). Стоит отметить, что самые первые Palaeomerycidae были описаны из германского местонахождения Goergensmund. Затем в Европе и даже Китае находили и другие их остатки, причем три рога на голове оставались неизменным признаком этой группы, где бы и когда бы она не присутствовала.

Статья опубликована порталом PNAS