Среди ранних динозавров были дылды и карлики

Люди бывают разного роста – от очень высоких баскетболистов до очень маленьких танкистов. Как выяснили палеонтологи, точно такой же была ситуация и среди первых динозавров. Индивидуальные размеры особей у них варьировались намного шире, чем у близкородственных динозаврам птиц или крокодилов.

Стадо целофизисовСтадо целофизисов
Реконструкция: Matt Celeskey

Возможно, как раз такая вариативность позволила первым динозаврам успешно приспособиться к непростым условиям жизни триасового периода и в итоге стать властелинами суши, удерживающими свое господство на протяжении полутора сотен миллионов лет.

Если сегодня мы выглянем в окно, то скорее всего увидим там и высоких, и низкорослых людей. Более того, мы вполне можем увидеть подростка, превосходящего многих взрослых длиной своего тела, или маленькую сухонькую старушку. Исследуя триасовых динозавров, живших от 210 до 201 млн лет назад, палеонтологи Политехнического университета Виргинии Кристофер Гриффин (Christopher Griffin) и Стерлинг Несбит (Sterling Nesbitt) столкнулись примерно с такой же ситуацией.

“Мы обнаружили, что самые ранние динозавры имели гораздо более высокий уровень различий в моделях роста между отдельными особями, чем крокодилы и птицы, их ближайшие родственники, – рассказал доктор Гриффин. – Мало того, что у них имелось много различных путей, чтобы вырасти от детеныша до взрослой особи, существовало еще и невероятное количество вариаций в размерах тела, когда некоторые мелкие особи оказывались гораздо более зрелыми, чем другие, более крупные, а некоторые крупные особи – более незрелыми, чем мы могли бы представить себе, если судили бы только по размеру тела”.

Исследование Гриффина и Несбита фокусировалось на целофизисах (Coelophysis) – ранних динозаврах, чьи многочисленные остатки исчисляются сотнями почти полных скелетов хорошей сохранности. Палеонтологи работали со 174 экземплярами, захороненными наводнением на территории современного Нью-Мексико.

“По мере того, как эти животные росли, следы прикрепления мышц к костям конечностей у них сливались вместе, подобно тому, как кости черепа человеческого ребенка объединяются в единое целое во время его взросления, – говорит Гриффин, поясняя, как именно они определяли возраст давно вымерших ящеров. – Окаменелости даже неполного скелета раннего динозавра исключительно редки, так что заполучить для исследования целую группу представителей одного вида, которые жили и умерли вместе, оказалось уникальной возможностью для изучения роста ранних динозавров”.

Восстановив последовательность онтогенетических изменений для Coelophysis и сравнив их с аналогичными последовательностями двух видов птиц и одного вида крокодилов, ученые пришли к выводу, что ранние динозавры заметно отличались от своих родственников. Кстати, различия между скелетами ранних динозавров замечали и раньше, но, как правило, их истолковывали как разница между самцами и самками.

“Широкая вариативность ранних динозавров, возможно, позволила им пережить суровые экологические проблемы, такие как засушливый климат и высокие уровни содержания углекислого газа в атмосфере, – предположил Несбитт. – Понимание того, почему динозавры оказались настолько успешными, пока остается великой тайной, и высокая изменчивость, возможно, была одним из тех признаков динозавров, которые привели их к успеху. Пока трудно сказать, появилось ли это их свойство под влиянием окружающей среды, или просто удача улыбнулась динозаврам, дав возможность жить и процветать, доминируя над наземными позвоночными в течение 150 миллионов лет”.

Статья опубликована на портале PNAS