Трилобиты были жестокими убийцами

Членистоногие обитатели палеозойских океанов – трилобиты – были очень широко распространены и разнообразны. Но описав свыше 10 тысяч их различных видов, палеонтологи до обидного мало знают об образе жизни этих существ. Находка окаменевших следов трилобитов из кембрийского периода позволила ученым восстановить сцены охоты членистоногих на неустановленных червеобразных животных.

трилобитыИскопаемые донесли до нашего времени массу свидетельств хищнического поведения древних жителей Земли. Это могут быть следы укусов и залеченные шрамы на панцирях, отверстия, проделанные зубами или клешнями, фрагменты раковин и панцирей неудачников в копролитах победителей, и так далее. Намного реже встречаются следовые дорожки, оставленные участниками первобытных охот. Именно на них и натолкнулись исследователи из университета Миссури.

Во время одной из экспедиций в район развития мелководных отложений кембрийского возраста на юге штата профессор Джон Хантли (John Huntley) с коллегами повстречали своеобразные ихнофоссилии – норки древних организмов, прокопанные в рыхлом донном осадке возрастом около 520 млн лет. Некоторые из них уже были известны ученым под названиями Rusophycus и Cruziana и традиционно ассоциируются с трилобитами. Авторами других норок явно были некие червеобразные животные, кормившиеся на бактериальных матах, в изобилии покрывавших илистый грунт.

Как заметили ученые, пересечения ходов червеобразных и трилобитов случаются слишком уж часто – примерно в 30% случаев, причем большинство из них происходит под острыми углами, что и вовсе противоречит теории вероятности. По мнению американских исследователей, это объясняется тем, что трилобиты охотились на червеобразных, обнаруживая их норки и преследуя их. В пользу данной гипотезы говорит, например, то обстоятельство, что жившие в этих местах в то время трилобиты отличались хорошо развитыми глазами, которыми легко было обнаружить норки червей даже в мутной воде. Впрочем, они могли искать добычу и по запаху, не исключают исследователи.

В общей массе случаев пересечения грунтовых ходов палеонтологи из Миссури выделили особую подгруппу, когда ходы сходились под очень острыми углами, едва ли не параллельно. “Это очевидный момент взаимодействия трилобита и того животного, которое ели”, – уверен один из авторов работы Джеймс Шиффбауэр (James Schiffbauer). По его мнению, подобное взаимное расположение хищника и жертвы в момент атаки давало трилобиту возможность схватить червя всеми своими лапками, расположившись параллельно поедаемому.

Любопытно, что средний диаметр нор жертв нападений трилобитов обычно намного меньше, чем нор, к которым не ведут трилобитовые перехватывающие туннели. Очевидно, что трилобиты не просто охотились на червеобразных, но и довольно эффективно оценивали свои шансы на успешную атаку, держась подальше от слишком крупных особей. “На этом материале мы видим примеры действительно сложного поведения, возникшего довольно рано и у тех существ, которых большинство людей считают очень простыми”, – добавил Шиффбауэр.

Статья опубликована журналом Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology