Ученые нашли в Румынии динозавра с древнейшей опухолью морды

РИА Новости. Палеонтологи нашли в Румынии останки необычного утконосого динозавра, челюсть которого была обезображена крупной опухолью в результате неконтролируемого разрастания тканей зубной эмали, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Гадрозавр с опухольюГадрозавр с опухолью
Реконструкция M.D. D.

“Открытие амелобластомы в останках утконосого динозавра говорит о том, что мы имеем больше общего с этими гигантскими рептилиями, чем мы считали раньше. Оказывается, что и люди, и динозавры страдали от одинаковых неоплазий (доброкачественных опухолей)”, — рассказывает Брюс Ротшильд (Bruce Rotschild) из Северо-восточного медицинского университета Огайо в Рутстауне (США).

Ротшильд и его коллеги проводили раскопки на территории Венгрии и Румынии, где залегают породы конца мелового периода, сформировавшиеся незадолго до вымирания динозавров в результате падения астероида или извержения вулканов в Индии.

Центральная и Восточная Европа в то время представляла собой не сушу, а набор крупных и мелких островов, на каждом из которых обитала уникальная флора и фауна. Здесь жили крайне причудливые динозавры, превратившиеся в “гномов” из-за действия эффекта так называемой “островной карликовости”, пернатые “драконы”-балауры, и гигантские птеродактили высотой в три метра и размахом крыльев в 12 метров.

Останки большинства из них были найдены на так называемом острове Хацег – геологической формации, расположенной на территории современной Трансильвании в районе Хунедоара. В этой местности Ротшильд и его коллеги нашли крайне необычные останки карликового гадрозавра, утконосого ящера, Telmatosaurus transsylvanicus.

На левой стороне челюсти этого гадрозавра ученые обнаружили крупную “шишку”, которая до окаменения, по всей видимости, представляла собой достаточно плотную костную ткань. Ее, скорее всего, можно было легко заметить даже в то время, когда обладатель черепа был живым.

Открыв необычное костяное образование, ученые заинтересовались его природой и попытались раскрыть ее, просветив череп при помощи томографа. Оказалось, что данная “шишка” представляла собой амелобластому – доброкачественную опухоль, возникшую в результате некорректного разрастания тех тканей челюстей и зубов, которые отвечают за формирование зубной эмали у человека и других животных.

Она, как считают палеонтологи, не мешала динозавру жить и питаться, однако она могла выделять его на фоне сородичей, делая его постоянной мишенью атак хищников. Причина смерти данного гадрозавра пока не выяснена, что не позволяет согласиться или возразить подобным выводам.

По словам ученых, ранее никому не удавалось найти подобных опухолей лица в останках динозавров, хотя другие типы повреждений и аномалий костной ткани уже неоднократно находили в останках древних рептилий.

Наличие подобных опухолей среди динозавров острова Хацег, как отмечают авторы статьи, свидетельствует о том, что островная изоляция ведет не только к уменьшению размеров животных, но и их генетическому вырождению и развитию целого ряда болезней, подобных амелобластоме. Нечто подобное, возможно, пережили знаменитые “хоббиты” на острове Флорес, жившие в схожих условиях, как и обитатели острова Хацег.