Ученые выяснили, как пели первые птицы и динозавры

РИА Новости. Необычная окаменелость, найденная в Антарктиде, указывает на то, что динозавры не умели “петь”, и что первые птицы издавали звуки, похожие на крякание уток, трубеж лебедей и гудение диких гусей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Птица Vegavis iaai у берегов древней АнтарктидыПтица Vegavis iaai у берегов древней Антарктиды
© Gabriel L. Lio -for the Museo de Ciencias Naturales, Bernardino Rivadavia, Argentina

“Сегодня мы постепенно начинаем определять то, как мы можем использовать те черты в устройстве сиринкса, отпечатавшиеся в породах, для восстановления звуков пения этих птиц, однако для этого нам нужны данные по работе этого органа у существующих сегодня птиц. Что удивительно, никто никогда не задавался этими вопросами в прошлом”, — заявил Франц Голлер (Franz Goller) из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США).

В последние два десятилетия в палеонтологии произошла революция, поменявшая то, как мы смотрим на динозавров и птиц. Так, ученые выяснили, что почти все динозавры обладали перьями и что многие из них высиживали яйца, раскрыли секреты окраса первых птиц и принципы их полета, а также успели по несколько раз перекроить древо их эволюции. Сегодня палеонтологи ожесточено спорят, зачем птицам и динозаврам нужны были перья и как они появились.

Голлер и его коллеги присоединились к этому спору с другой стороны – им удалось найти одну из тех черт, которая действительно может отличать птиц от динозавров и всех остальных рептилий. Речь идет о так называемом сиринксе – голосовом органе птиц, который расположен у основания трахеи, между воздуховодами, идущими к каждому легкому.

Как рассказывает Голлер, члены его научной команды уже более 10 лет ведут раскопки на антарктическом острове Вега, где в 2005 году были найдены останки пока единственной птицы мезозойской эры, которая является прямым родственником современных пернатых — Vegavis iaai. Они представляли собой небольших водоплавающих пернатых, которые жили бок о бок с гигантами мезозоя за полярным кругом.

Во время очередных раскопок в Антарктике ученым улыбнулась удача – им удалось найти великолепно сохранившиеся окаменелые тела этих древних “гусей”, в которых можно было рассмотреть не только их перья и кости, но и даже отпечатки трахей и других мягких тканей.

Просветив новые останки Vegavis iaai при помощи томографа, Голлер и его коллеги смогли увидеть то, как был устроен их сиринкс, и сравнить его анатомию с аналогичным органом у современных птиц.

Как оказалось, голосовой орган древних птиц напоминал по своему устройству то, как была устроена эта часть трахей у современных гусей и уток, а также других птиц, не обладающих певческими навыками. Это, по мнению авторов статьи, позволяет с высокой долей уверенности говорить о том, что Vegavis iaai как минимум умели крякать и гудеть, как их современные родичи.

Что это говорит нам о том, какие звуки на самом деле издавали динозавры, ближайшие “современники” этих птиц? К сожалению, точного ответа на этот вопрос нет, так как ни в одних окаменелых останках динозавров отпечатка сиринкса не сохранилось.

Как полагают Голлер и его коллеги, отсутствие сиринкса у динозавров на самом деле свидетельствует о том, что они не обладали этим органом и что он был приобретен птицами в ходе их самостоятельной эволюции. Динозавры, как считают исследователи, умели выдавать лишь гортанные звуки, которые они издавали, не раскрывая рта.

Таким образом, умение выдавать трели и другие сложные звуки могло быть одним из ключевых факторов их развития и эволюционным преимуществом по сравнению с другими видами архозавров, заключают авторы статьи.