Ящерица Иисуса ходила по воде 48 млн лет назад

Современных ящериц из семейства шлемоголовых (Corytophanidae) в некоторых странах называют “ящерицами Иисуса” за их способность бегать по воде. Как установили американские палеонтологи, поражать досужих наблюдателей этим чудом корытофаниды научились по крайней мере 48 млн лет назад.

Современный василиск в естественных условияхСовременный василиск в естественных условиях

Окаменевший череп ранней “ящерицы Иисуса” извлекли из эоценовых пород американского штата Вайоминг еще в 2008 году. Как это часто бывает, исследование ископаемого материала затянулось, и лишь сейчас мы можем ознакомиться с некоторыми подробностями.

Научный сотрудник Американского музея естественной истории в Нью-Йорке Джек Конрад назвал новое древнее существо Babibasiliscus alxi. Современные бегуны по воде известны ученым как василиски – Basiliscus, а расположенный в начале имени корень  Babi не имеет никакого отношения к детям (англ. Baby). Как пояснил сам Конрад, это слово взято из языка индейцев-шошонов, на прежней территории обитания которых и были найдены остатки ящерицы, и обозначает двоюродного брата со стороны отца. Таким образом родовое имя Babibasiliscus указывает на его родственные отношения с современными василисками и одновременно отдает дань уважения коренным американцам. Видовое имя увековечило для истории фамилию Джона П. Александера, нашедшего окаменелость.

Судя по строению черепа, бабибазилискус был небольшим, порядка 60 см от кончика носа до кончика хвоста. Его острые трехбугорчатые зубы одинаково хорошо годились для охоты на змей, ящериц, насекомых, рыб и даже растения. Но развитые скуловые кости все же намекают на то, что этот хищник предпочитал добычу покрупнее.

Компьютерная томография черепа выявила следы заросшего перелома челюсти. Такая травма серьезно мешала Babibasiliscus охотится, поскольку ящерицы широко используют морду во время атаки. “Он довольно сильно повредил челюсть, а после таких травм ящерицам, как правило, очень трудно выздороветь”, – отметил палеонтолог.

К сожалению, кости конечностей в ископаемом состоянии не сохранились, и судить о наличии между их пальцами перепонок, позволяющих василискам бегать по воде, мы пока не можем. Тем не менее Конрад уверен, что древняя ящерица вполне могла скользить по воде точно так же, как и ее современные родственники.

Стоит отметить, что все современные Corytophanidae – обитатели теплых тропических и экваториальных районов. Они встречаются примерно от Мексики до Колумбии, а так далеко к северу, как Babibasiliscus alxi, не забираются. Но, судя по ископаемой флоре и фауне, 48 млн лет назад средняя температура в Вайоминге была на девять градусов выше нынешней, а территорию штата покрывали густые и влажные заросли. “Во времена эоцена эта часть страны выглядела почти как настоящий тропический лес, здесь было много деревьев, пресных озер и рек”, – уточнил Конрад, отметив, что по мере охлаждения климата Северной Америки шлемоголовые постепенно переселялись все дальше к югу, пока не оказались в местах своего современного обитания.

Статья  опубликована порталом PLOS ONE