Земноводный ихтиозавр из Китая заполнил важный пробел геологической летописи

Остатки одного из самых первых в истории ихтиозавров обнаружили китайские палеонтологи в нижнетриасовых отложениях провинции Аньхой. Скелет рыбоящера сочетает в себе адаптации как к водному, так и к наземному образу жизни.

Cartorhynchus lenticarpusCartorhynchus lenticarpus
Реконструкция: Stefano Broccoli

Cartorhynchus lenticarpus, как назвали новое животное, был очень мал для ихтиозавра – его длина составляла всего 40 см. В сравнении с более поздними представителями группы, чей рост достигал 20 метров, карторинхус выглядит настоящим карликом. Ведущий автор исследования, геолог Пекинского университета Да-Юн Цзян отметил, что скорее всего скелет принадлежал уже взрослой особи. Однако, оговорился он, нельзя полностью исключать и вероятность того, что это остатки неполовозрелого животного, которое могло бы со временем еще подрасти.

От привычных всем ихтиозавров Cartorhynchus lenticarpus заметно отличается деталями своего строения. Благодаря почти полной сохранности скелета изучить его удалось очень хорошо. Морда ящера еще не приобрела клювовидной удлиненности, свойственной настоящим ихтиозаврам, и оставалась широкой и короткой, как у большинства сухопутных рептилий и амфибий. Тело также было коротким и плотным, а крупные ласты, напоминающие конечности морских котиков, крепились к корпусу подвижными запястьями. Ребра животного были более мощными и толстыми, чем у других ихтиозавров, отмечают исследователи.

Судя по этим данным, карторинхус не был быстрым пловцом, говорит не принимавший участия в исследовании палеонтолог бельгийского Королевского института естественных наук Валентин Фишер. Дело в том, что большие и гибкие ласты менее эффективны при плавании, чем узкие и твердые. Кроме того, ихтиозавры активно использовали для передвижений хвост, у Cartorhynchus lenticarpus не сохранившийся. “Так что полная картина его способности быстро плавать еще должна быть изучена”, – резюмировал Фишер.

По мнению палеонтолога Калифорнийского университета Риосуке Мотани, еще одного автора открытия карторинхуса, широкие подвижные ласты позволяли ему передвигаться по суше примерно так же, как современные ластоногие. Скорее всего, земноводный ихтиозавр обитал в прибрежной зоне, ныряя к неглубокому дну за морскими беспозвоночными вроде конодонтов и червей, а отдыхать и спасаться от морских хищников выбирался на берег. При этом для охоты на быстрых пловцов вроде рыб и кальмаров, служивших традиционным рационом классическим ихтиозаврам, его короткая широкая пасть была совершенно не предназначена.

Открытие Cartorhynchus lenticarpus заполняет важный пробел в геологической истории ихтиозавров, отмечают ученые. До последнего времени им были хорошо известны лишь полностью адаптировавшиеся к жизни в воде рыбоящеры, а переходных форм от их сухопутных предков словно бы и не существовало в природе. Из-за этого даже не было понятно, произошли ли ихтиозавры от настоящих рептилий или от какой-нибудь группы продвинутых амфибий. Поскольку карторинхус сохранил в своем строении черты наземных рептилий-диапсид, теперь этот вопрос можно считать закрытым.

Живший всего через 4 млн лет после окончания пермско-триасового вымирания карторинхус оказался тем самым недостающим звеном истории ихтиозавров, которого так долго ждали ученые, занимающиеся эволюцией этой группы. Доступных для изучения прибрежных отложений раннего триаса на Земле не так уж много, и скорее всего, именно поэтому земноводному рыбоящеру удавалось так долго скрываться от палеонтологов.

Cartorhynchus lenticarpusCartorhynchus lenticarpus
Фото: Dr. Ryosuke Motani

“Когда я впервые увидел это животное, я был весьма озадачен, – признается Мотани. – Земноводные почему-то отсутствовали в геологической летописи ихтиозавров, и этот ящер как нельзя лучше дополняет известную нам картину”.

Статья опубликована в журнале Nature