Любители художественной литературы лучше распознают чужие эмоции

Дэвид Кидд (David Kidd) и Эмануэле Кастано (Emanuele Castano) из Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке после экспериментального исследования пришли к выводу, что любители художественной литературы лучше понимают эмоции окружающих. Однако эта способность менее развита у тех, кто предпочитает так называемую «жанровую литературу».

Любители художественной литературы лучше распознают чужие эмоции© Antoine Robiez/Flickr

Авторы исследования определяют жанровую литературу как произведения,  «сосредоточенные на конкретной теме и основанные на сравнительно шаблонных сюжетах». К таким произведениям они относят детектив, фантастику, любовные или приключенческие романы. Художественная литература, по определению исследователей, характеризуется «в большей степени эстетическими качествами и развитием персонажей, чем акцентом на сюжет или на определенный набор тем».

Участники эксперимента, которых было более тысячи, сначала прошли тест на узнавание лиц писателей. Среди писателей были как те, кого исследователи отнесли к авторам художественной литературы (Салман Рушди, Харпер Ли, Тони Моррисон), так и представители жанровой литературы (Даниэла Стил, Клайв Касслер). Затем те же участники проходили тест на определение эмоций по выражениям лица на фотографиях незнакомых людей.

При анализе итогов оказалось, что те, кто узнал в лицо больше авторов из первой группы, лучше справлялись с распознаванием эмоций. У тех же, кто показал хорошее знакомство с авторами жанровой литературы, результаты были ниже. Эффект не зависит от возраста, пола, уровня образования участников, а также от их оценки собственной способности к эмпатии. Исследователи полагают, что большая социально-когнитивная сложность, ожидаемая от персонажей художественной литературы, побуждает читателей формулировать, сопоставлять и учитывать несколько интерпретаций их психических состояний. Авторы полагают, что результаты их эксперимента будут полезны не только для изучения психологии литературы, но и, возможно, найдут применение в коррекции и приобретении необходимых психологических навыков. «Это не значит, что вы просто можете дать книгу Дона Делило ребенку-аутисту и все придет в норму, – говорит Эмануэле Кастано, – но это поможет нам понять, как теория процессного мышления может быть применена для помощи людям».

Результаты исследования опубликованы в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts
Источник: polit.ru

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *