Как складывался генофонд славян

Опубликована наиболее полная на сегодняшний день работа по изучению генофонда славян и балтов, в которой использован синтез генетики и лингвистики. Генетики и лингвисты изучили балто-славянские народы в сравнении с другими народами Европы. Им удалось проследить, как формировался генофонд славян – при распространении по Европе славяне смешивались с местными популяциями, которые составили глубинный субстрат генофондов, отличающий разные ветви славян друг от друга. Исследователи обнаружили связь генетического разнообразия с лингвистическим и еще более сильную связь – с географическим расположением популяций. А также реконструировали и уточнили дерево балто-славянских языков.

Карта изученных балто-славянских популяцийКарта изученных балто-славянских популяций. Зеленым фоном показаны восточные славяне, розовым – западные славяне, бежевым – южные славяне, голубым – балтские популяции. Значки обозначают местоположение популяций, в которых собраны образцы: проанализированные по мтДНК (белые кружки), проанализированные по Y-хромосоме (черные точки), проанализированные по аутосомным маркерам (красные треугольники).

С позиции науки славяне – это те народы, которые издавна говорят на славянских языках. Но как эти славянские народы связаны генетически, как складывался их генофонд, каковы сходство и различия генофондов восточных, западных и южных славян и на каких своих соседей они похожи? На эти и другие вопросы попытались ответить российские генетики в сотрудничестве с зарубежными коллегами, опубликовавшие статью в журнале PLoS ONE.  Объектом их исследования стали балто-славянские популяции – народы, говорящие на балто-славянских языках – которые они сравнивали с другими европейскими популяциями. В команде под руководством доктора биол. наук О.П. Балановского (Институт общей генетики и Медико-генетический научный центр) и академика Рихарда Виллемса (Эстонский биоцентр и Тартусский университет) участвовали исследователи из многих стран, где большинство населения составляют славянские и балтские народы (России, Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии, Хорватии, Боснии и Герцеговины), а также ученые Великобритании и консорциум международного проекта Genographic.

Балты – ближайшие родственники славян по языку. Лингвисты сходятся во мнении, что балтские и славянские языки, относящиеся к семье индоевропейских языков, имеют общий корень. На этих языках говорит примерно треть современных европейцев, а по площади балто-славянские народы занимают около половины Европы. В раннем средневековье (примерно 1400-1000 лет назад) происходила так называемая «славянизация Европы» – период быстрого распространения славянских языков на огромных территориях. В Восточной Европе славяне распространялись на территории, где до этого проживали балтские, финно-угорские и тюркские популяции, в Западной Европе – на территории носителей германских языков, на Балканах – на территории местных разноязыких популяций. До сих пор оставалась недостаточно изученной генетическая история балто-славянских популяций и их взаимодействие с другими народами.

Что изучали

Генетики исследовали более 8 тысяч образцов ДНК из более чем полусотни балто-славянских популяций. Основные группы – это восточные славяне (белорусы, русские, украинцы), западные славяне (кашубы, поляки, словаки, сорбы, чехи), южные славяне (болгары, боснийцы, македонцы, сербы, словенцы, хорваты) и балтские народы (латыши, литовцы). Анализ проводили по трем генетическим системам: это Y-хромосома, передающаяся по отцовской линии, митохондриальная ДНК (мтДНК), передающаяся по материнской линии, и аутосомная ДНК, равно включающая геномы отца и матери (полногеномный анализ).

Генетический ландшафт славян через три призмы

По всем трем основным генетическим системам авторы изучили сходство и различия популяций и получили три похожие картины, на которых увидели общие закономерности (рис. А, В, С). Восточные славяне – русские центральных и южных областей, белорусы и украинцы – образуют четко сформированную группу. Русские и украинцы генетически очень близки. Как объясняет руководитель исследования Олег Балановский: «Их генофонды образуют два облака, которые соприкасаются и частично переходят друг в друга по краям без четкой границы. Что касается белорусов, то часть белорусских популяций генетически неотличима от украинцев, а другая часть – от русских».

Исключение составляют северные русские, которые генетически отдалены от остальных восточных славян и тяготеют к финно-угорским популяциям. Из западных славян поляки очень близки к восточным славянам, а чехи и в меньшей степени словаки несколько смещены в сторону немцев и других западноевропейских популяций.

Южные славяне образуют группу, которая внутренне поделена на западный (словенцы, хорваты и боснийцы) и восточный (македонцы и болгары) регионы с сербами посередине. При этом южные славяне генетически сходны по своими неславянскими соседями по Балканам – румынами, венграми, греками.

Балтские популяции – латыши и литовцы, обнаруживают близость к эстонцам, говорящим на языке финно-угорской группы, и к некоторым восточным славянам (белорусы). Оказалось также, что балтские популяции генетически близки к волжской группе финно-угорских народов (особенно к мордве).

Генетическая структура балто-славянских популяций Генетическая структура балто-славянских популяций в сравнении с другими народами Европы по трем генетическим системам: А) по аутосомным SNP-маркерам, В) по Y-хромосоме, С) по митохондриальной ДНК.

Поиск общих предков в геноме

Исследователи применили еще один метод анализа полногеномных данных – они искали у людей из разных популяций общие фрагменты генома, унаследованные от общих предков.

Оказалось, что больше всего таких общих фрагментов генома западные и восточные славяне имеют с популяциями Северо-Восточной Европы (литовцы, латыши, эстонцы, карелы, вепсы, северные русские), несколько меньше – с южными славянами, а также неславянскими народами Балкан (венграми, румынами и гагаузами), и меньше всего – с народами Поволжья, Западной Европы, Кавказа и с греками. Получается непростая картина.  С одной стороны, славянские популяции проявляют явное генетическое сходство между собой, с другой стороны – иногда они проявляют большее сходство с неславянскими популяциями, с которыми живут по соседству.

Ученые обратились к лингвистике. Поскольку в коллектив авторов входили и лингвисты, они использовали современный метод лексикостатистики, с помощью которого перепроверили и обновили языковые базы данных и построили реконструированное филогенетическое дерево балто-славянских языков. И это – тоже важный результат работы.

А затем авторы математическими методами сравнили генетическое и лингвистическое разнообразие балто-славянских популяций, введя в анализ и третье измерение – географию популяций. Они провели тест для всех трех генетических систем (Y-хромосома, мтДНК и аутосомные маркеры). Все три варианта показали очень высокую корреляцию между генетикой и географическим положением популяций (0,80-0,95), несколько меньшая корреляция отмечалась между генетикой и лингвистикой (0,74-0,78).

Глубинный субстрат славянского генофонда

Ученые считают, что, распространяясь по Европе, славяне интенсивно включали в свой состав местные популяции, которые жили на данных территориях в дославянские времена. Славяне приносили с собой язык и впитывали генофонд местных популяций. Этот глубинный генетический «субстрат» был различен для разных ветвей славян. Авторы выделяют два его основных вида. Восточноевропейский субстрат приняли в себя западные и восточные славяне. Вероятно, большую часть его составили балтские народы, расселенные некогда очень широко по Восточноевропейской равнине.  Другой, южноевропейский субстрат, впитали в себя южные славяне, и его составили дославянские балканские народы.

Реконструированное филогенетическое дерево балто-славянских языков.Реконструированное филогенетическое дерево балто-славянских языков.
Шкала времени показывает время разделения разных языковых ветвей.

Но, несмотря на значительный восточноевропейский субстрат, подчеркивают авторы, западные и восточные славяне формируют генетически довольно целостную группу, отличающуюся как от своих западных соседей (германоязычных популяций), так и от восточных соседей (финно-угорских народов). Они предполагают, что генофонд славян при их распространении по Европе складывался в два этапа: сначала проходила ассимиляция местных популяций, а затем – формирование местных особенностей славян с активным обменом генами внутри славянского ареала. Эти процессы сцементировали западных и восточных славян в единую генетическую общность. Что касается южных славян, то у них происходили аналогичные процессы, в ходе которых они приобрели большее сходство с неславянскими народами Балкан, чем с другими славянскими народами.

Полная версия статьи