Крупнейший хищный динозавр ел крокодилов на завтрак

Самым крупным хищником среди всех динозавров должен считаться Spinosaurus aegyptiacus – гигантский теропод, обитавший в Северной Африке 95 млн лет назад. Он был отлично приспособлен к жизни в воде, и скорее всего, проводил в ней большую часть своей жизни.

Spinosaurus aegyptiacus

Подробные исследования биологии спинозавров завершила на днях международная группа палеонтологов. Хотя ранние спинозавриды вели наземный образ жизни и питались рыбой, их более позний и самый крупный представитель, спинозавр египетский, оказался полноценным обитателем водной стихии. В ходе своей работы ученые обнаружили несколько новых приспособлений Spinosaurus к жизни в воде, которые прежде ускользали от их внимания.

Скелет пришельца

“Животное, которое мы почти воскресили в своих компьютерах, оказалось настолько странным, что может заставить экспертов переосмыслить многие вещи, которые они, как им казалось, знали о динозаврах”, – заявил ведущий автор исследования, палеонтолог университета Чикаго Низар Ибрагим.

Чтобы разгадать тайны спинозавров, ученым пришлось создать его трехмерную компьютерную модель, основанную на известных костных остатках. Части скелета, которые так и не удалось найти, пришлось восстанавливать по аналогии с близкими в эволюционном плане тероподами. Затем на базе полученной 3D-модели был изготовлен реальный макет скелета Spinosaurus aegyptiacus в натуральную величину. Измерив его от носа до хвоста, палеонтологи получили документальное подтверждение тому, что спинозавр был крупнейшим хищным динозавром планеты, выраставшим до 15 метров, то есть примерно на три метра длиннее тираннозавра.

“Но даже больше, чем размер, нас удивили необычные пропорции этого динозавра. Мы увидели у него конечности, более подходящие для ранних китов, чем для хищных динозавров”, – констатировал соавтор исследования, палеонтолог Чикагского университета Пол Серено. “Работа по изучению этого животного больше напоминала исследование космического пришельца, – добавил Низар Ибрагим. – Он совершенно не похож ни на одного другого динозавра».

“В последние два десятилетия целый ряд находок убедил нас, что от некоторых динозавров впоследствии произошли птицы. Spinosaurus являет собой результат не менее причудливого эволюционного процесса, показывая, как хищные динозавры приспособились к полуводному образу жизни и проникли в речные системы Северной Африки мелового периода”, – сообщил Кристиану Даль Сассо из миланского Музея естественных наук.

Во времена спинозавров Сахара была покрыта богатой речной сетью и местами представляла собой просто огромную трясину. Населяли этот уникальный ландшафт крокодилы, динозавры, двоякодышащие рыбы и даже акулы. В качестве доминирующего хищника спинозавр мог выбирать на этом “шведском столе” любую добычу по своему вкусу.

А вот что касается столкновений с другими хищными динозаврами, то, к большому сожалению любителей разнообразных боев, подобные схватки вряд ли могли иметь место, уверен Серено. Покинув водную среду, спинозавр мгновенно превращался в тяжеловесного и неповоротливого монстра, достаточно опасного, чтобы отбить охоту нападать на себя, но и слишком малоподвижного для собственной удачной атаки на какого-нибудь кархародонтозавра. И уж тем более у него не было никаких шансов сойтись в схватке с тираннозавром, как это показывают в снятом в 2001 году фильме Jurassic Park III – ведь в реальности эти ящеры жили на разных континентах и их разделяли не только тысячи километров, но и миллионы лет.

Скорее всего, самым грозным противником спинозавров могли быть местные крокодилы и меловые виды рыбы-пилы, выраставшие до семи метров длиной и вооруженные острыми зазубренными зубами. “Такая встреча действительно могла оказаться опасной для обоих ее участников, – отметил Серено. – Что поделать, это были времена, богатые на опасности”.

Настоящий рыбоящер

Данные химического анализа окаменелостей спинозавра, проведенного еще в 2010 году, указывают на преимущественно рыбную диету этого существа. “Но в конце концов мы должны выслушать историю, рассказанную костями”, – заявил Ибрагим, перечислив в своей работе все адаптации Spinosaurus к водному образу жизни.

Так, ноздри этого ящера имели относительно небольшой размер и были смещены к середине черепа. Такая “компоновка” позволяла дышать, даже когда большая часть головы животного оказывалась погружена в воду. При этом на конце морды, там, где у обычных динозавров как раз и располагались ноздри, у спинозавра находились ряды нейроваскулярных отверстий. Такие же отверстия имеются у современных крокодилов и аллигаторов, в них расположены чувствительные рецепторы давления, позволяющие “осязать” двигающиеся в воде объекты. Скорее всего, спинозавр тоже обладал такими способностями.

Огромные, росшие под наклоном зубы Spinosaurus на конце морды сцеплялись в замок. Их расположение и коническая форма, по мнению ученых, отлично подходят для ловли рыбы. Мощные передние лапы (на берегу перевешивавшие тело вперед при попытке встать на задние лапы) были оснащены длинными острыми когтями, идеально приспособленными для захвата и расчленения сколькой добычи.

В то же время относительно короткие задние лапы спинозавра крепились к небольшому узкому тазу и сильно отличаются от длинных и мощных лап других теропод. Однако именно таким образом были устроены конечности ранних китообразных, которыми они гребли при плавании.

Кости спинозавра оказались плотными и практически не имели полостей для костного мозга. Эта адаптация нередко встречается у вторичноводных животных, таких, как водные ленивцы или дельфины. Дело в том, что костный мозг увеличивает плавучесть и существенно затрудняет быстрое погружение под воду, так что слитные кости позволяют контролировать плавучесть и успешно нырять за добычей.

Длинные шея и туловище смещали центр тяжести вперед. По этой причине спинозавр мог лишь очень неуклюже ковылять на задних лапах по суше, но прекрасно двигался в воде. Зато кости хвоста были слабо связаны друг с другом, допуская волнообразное его движение. Именно с помощью таких движений придают себе ускорение при плавании некоторые костные рыбы.

Длинные отростки спинных позвонков с натянутой между ними прочной тонкой кожей формировали настоящий парус с небольшим содержанием кровеносных сосудов. Для обогрева тела или накопления жировых запасов такой парус бесполезен, скорее всего, он использовался в качестве своеобразного сигнала, так как был виден над поверхностью воды, даже если весь ящер уйдет под воду. По совокупности всех этих признаков ученые пришли к выводу, что спинозавры проводили в воде ничуть не меньше времени, чем современные африканские крокодилы.

Второе открытие спинозавра

История окаменелостей, на основании которых было проведено это исследование и построен цифровой макет спинозавра, напоминает самый настоящий детектив. Первым описавшим Spinosaurus ученым был известный охотник за ископаемыми, немецкий барон Эрнст Штромер фон Рейхенбах, обнаруживший кости этого ящера в египетской пустыне. Дело происходило еще в 1912 году, и кости африканского ящера с тех пор мирно хранились на родине исследователя, в Мюнхене. Однако в результате бомбардировки города в 1944 году американской авиацией окаменелости были безвозвратно утрачены.

Вернуть науке кости спинозавра решил чикагский палеонтолог Низар Ибрагим. Он тщательно изучил дневники Штромера и его семейный архив, до сих пор хранящийся в семейном замке в Баварии. Вскоре, принимая участие в африканских раскопках, Ибрагим встретил торговца окаменелостями, который предложил ему приобрести картонную коробку с древними костями. Среди образцов ученому бросились в глаза окаменевшие ребра со странной красной линией на них.

Через некоторое время в миланском музее Ибрагим вновь увидел кости с такими же красными полосами. Они были определены как предположительно принадлежавшие спинозавру. Тут палеонтолог понял, что удача ему улыбнулась, и приступил к поискам марокканского торговца. Уговорить того показать место находки полосатых костей было самостоятельной задачей, но Ибрагим справился, и экспедиция отправилась на местонахождение Кем Кем в пустыне Сахара. Там ученым удалось найти неполный череп спинозавра, кости конечностей и даже обломки позвонковых шипов, поддерживавших парус.

Статья  опубликована журналом Science