Парад планет 2016 года: как найти на небе все пять планет?

Наверняка вы уже слышали новость о параде планет, который начался в конце января и продлится в течение доброй половины февраля 2016 года. В этот период по утрам в небе можно наблюдать одновременно пять ярких планет — Меркурий, Венеру, Сатурн, Марс и Юпитер, — которые выстроились вдоль горизонта в одну линию с востока на запад. Парад планет — прекрасная возможность познакомиться с планетами, сравнить их друг с другом, увидеть различие в их цветах и блеске, а заодно поучиться отличать планеты от звезд. Но как распознать планеты на предрассветном небе начала февраля? Ниже мы приводим краткую инструкцию по поиску этих небесных светил.

Парад планетПарад планет
©NASA

Когда смотреть?

Итак, вы собрались посмотреть на парад планет. Когда нужно смотреть? По утрам. Если в вашей местности стоит ясная погода, начните прямо завтра. Последние числа января и первые дни февраля — лучшее время для того, чтобы увидеть на небе все пять планет. После 3-4 февраля наблюдать за парадом будет сложнее из-за того, что Меркурий почти перестанет быть видимым на фоне яркой зари. Таким образом, вместо пяти планет, вы скорее всего увидите на небе только четыре. (Если в вашем распоряжении имеется хотя бы бинокль, то Меркурий будет доступен для наблюдений гораздо дольше!)

Меркурий, Венера, Сатурн и Марс утром 27 января 2016 годаМеркурий, Венера, Сатурн и Марс утром 27 января 2016 года
© Valentina Torre

Во сколько конкретно нужно смотреть на небо? Если вы хотите увидеть парад в полной красе, то есть все пять планет, от Меркурия до Юпитера включительно, приступайте к наблюдениям за час — час пятнадцать до восхода солнца. В это время на востоке уже алеет заря, но в стороне от нее еще видны яркие звезды. На фоне зари восходят Венера и Меркурий.

За два часа до восхода Солнца, когда небо еще темное, на небе видны лишь три планеты из пяти — Сатурн, Марс и Юпитер. Это тоже неплохо, однако до парада явно не дотягивает. Если вы начнете наблюдения позже, чем за час до восхода Солнца, то рискуете потерять несколько планет на фоне светлеющего неба!

Куда смотреть?

Пять планет растянулись в небе длинной дугой вдоль горизонта, почти на треть окружности неба. Проще всего отождествить на небе яркий Юпитер. По утрам он виден на западе. Невооруженному глазу Юпитер предстанет в виде очень яркой и крупной звезды желтого цвета, практически не мерцающей в отличие от обычных звезд. Никакая другая звезда или планета (за исключением Венеры) не сравнится с ним в блеске, так что вы ни с чем его не перепутаете.

Парад планет утром 31 января 2016 года: Меркурий, Венера, Сатурн, Марс и Юпитер выстроились в одну линию с юго-востока на запад. Цепочка имеет угловую длину 120°Парад планет утром 31 января 2016 года: Меркурий, Венера, Сатурн, Марс и Юпитер выстроились в одну линию с юго-востока на запад. Цепочка имеет угловую длину 120°
© Stellarium

Марс виден утром на юге, примерно в 50° от Юпитера и почти на той же высоте над горизонтом, что и самая большая планета Солнечной системы. Марс значительно уступает по яркости Юпитеру и с виду практически не отличим от яркой звезды. Цвет Марса — розоватый. 1 и 2 февраля утром рядом с ним будет находиться Луна, что поможет быстрее распознать Красную планету.

Примерно в 30° восточнее (левее) Марса вы увидите еще одну звезду примерно такого же блеска, но желтоватого цвета. Это планета Сатурн. 3 и 4 февраля рядом с ней будет находиться Луна, которая предстанет в виде тонкого серпа.

Наконец, если проследовать взглядом еще дальше на восток, то при желании можно разглядеть на фоне зари Венеру и Меркурий. Восходят эти две планеты, как мы уже говорили, примерно за час до восхода Солнца, и не успевают подняться высоко над горизонтом перед тем, как исчезнуть в лучах утренней зари.

Из-за того, что Венера и Меркурий появляются на светлеющем небе, увидеть их нелегко. Алгоритм поиска таков: найдите на небе Марс, затем Сатурн. Соедините эти две планеты воображаемой линией и продлите ее дальше на восток. Примерно на таком же расстоянии от Сатурна, на каком сам Сатурн отстоит от Марса (около 30°) эта линия упрется в горизонт. Там, у горизонта, и ищите Венеру (см. рисунок), которая будет выглядеть как яркая белая звезда.

Как найти Венеру и Меркурий в начале февраля 2016 года? Отталкивайтесь от Марса и Сатурна! Как найти Венеру и Меркурий в начале февраля 2016 года?
Отталкивайтесь от Марса и Сатурна!
© Stellarium

Меркурий находится в нескольких градусах левее Венеры и гораздо тусклее. Заметить его невооруженным глазом можно до 3-4 февраля, после чего в городских условиях планета станет практически не видна из-за яркого фона неба. Но — повторимся — в бинокль или небольшой телескоп ее можно будет разыскать вплоть до двадцатых чисел февраля.

Добавим, что 6 февраля утром рядом с Венерой и Меркурием окажется чрезвычайно тонкий серпик Луны, который поможет отождествить планеты.

Утром 6 февраля 2016 тонкий серп старой Луны поможет найти на небе Венеру и Меркурий. На этом рисунке размер Луны был увеличен вчетверо для наглядности.Утром 6 февраля 2016 тонкий серп старой Луны поможет найти на небе Венеру и Меркурий.
На этом рисунке размер Луны был увеличен вчетверо для наглядности
© Stellarium

Что может помешать увидеть парад планет?

Как известно, плохая погода — главный враг астронома-любителя. Но в случае с наблюдением парада планет набор неприятностей плохой погодой не ограничивается. Так как Венера и Меркурий восходят поздно и видны низко над горизонтом, они могут быть скрыты за окрестными домами и деревьями. Если вы хотите увидеть непременно все пять планет, позаботьтесь об открытом горизонте в направлении юго-востока. Не стоит также забывать об облаках, имеющих обыкновение скапливаться у горизонта и о смоге больших городов, сильно портящих видимость вдоль горизонта.

Но даже если вам не удастся увидеть все планет на утреннем небе, мы вас утешим. Текущее небесное представление парадом планет в строгом смысле этого слова вообще-то не является. Астрономы как правило называют парадом такое расположение планет, когда они не просто выстраиваются вдоль одной линии от Солнца (утром на запад от светила, вечером — восток), но еще и находятся при этом относительно близко друг другу. Считается, что во время настоящего парада планет расстояние между крайними планетами не превышает 40°.

В нашем случае разброс между планетами очень велик — Меркурий от Юпитера отделяет почти 120°, треть окружности! Фактически, эти планеты находятся друг от друга на разных сторонах неба!

Парад планет, сфотографированный над штатом Юта, США. Слева направо: Венера, Сатурн, Марс и Юпитер. Меркурий в кадр не попалПарад планет, сфотографированный над штатом Юта, США.
Слева направо: Венера, Сатурн, Марс и Юпитер. Меркурий в кадр не попал