Почему люди курят при употреблении алкоголя

Американские ученые объяснили, почему в процессе распития алкоголя курят даже те, кто не делает этого в трезвом виде. Попробуем разобраться, как две пагубные привычки дополняют друг друга и помогают человеку продлить удовольствие.

Почему люди курят при употреблении алкоголя© Reuters

Дымящаяся сигарета в одной руке, стакан с крепким алкогольным напитком — в другой. Типичная картина, причем некоторые из тех, кто регулярно выпивает, не курят ровно до того момента, пока не доберутся до горячительного. Этот интересный феномен нашел отклик у американских исследователей из штата Миссури, которые решили разобраться в его причинах, попутно записав видео, на котором они пьют пиво и курят.

Сами ученые утверждают, что долгое время наука была не в силах дать разумное объяснение феномену курящих выпивох и выпивающих курильщиков. Удивительную эту закономерность отметил аж в 1860 году один из главных в США борцов за нравственность — преподобный Джордж Траск. История свидетельствует, что как-то священник в сердцах воскликнул: «Знаете ли вы хотя бы одного пьяницу, который не курит табак?»

Исследователи не нашли такого человека, зато некоторое время назад выяснили, что одновременное употребление алкоголя и сигарет активирует «систему вознаграждения» — совокупность структур нервной системы, участвующих в регулировании и контроле поведения при помощи положительных реакций на действия. Благодаря этой активизации человеку кажется, что он получает от выпивки и сигарет больше удовольствия.

Теперь ученые исследовали процесс с другой стороны и своими выводами поделились в статье, опубликованной в научном журнале Journal of Neurochemistry. Оказалось, что алкоголь и сигареты воздействуют на базальные ганглии — комплекс нейронных узлов, расположенных в мозге человека. Среди этих нейронов имеются и те, что вырабатывают нейромедиатор ацетилхолин, который поддерживает бодрствование организма.

Когда человек употребляет алкоголь, то содержащийся в нем этанол оказывает угнетающее воздействие на нервные центры, среди которых и те, что отвечают за выработку ацетилхолина. Если человек выпивает много алкоголя в течение короткого промежутка времени, выработка нейромедиатора приостанавливается, он начинает чувствовать сонливость и постепенно засыпает.

Употребляющий алкоголь человек становится подобен старику: у пожилых людей нейроны, вырабатывающие ацетилхолин, сжимаются или погибают. В результате появляются сонливость и нарушения памяти. В старости эти процессы носят необратимый характер, а у тех, кто любит выпить, обусловлены воздействием этанола на нейроны, вырабатывающие ацетилхолин. При этом сочетание алкоголя с курением особенно сильно старит мозг.

Выяснилось, что сигареты частично компенсируют эффект, оказываемый этанолом на базальные ганглии. Человек может выпить больше алкоголя, прежде чем сигареты перестанут оказывать достаточное воздействие на базальный центр. В пользу научно доказанной закономерности говорит и статистика: согласно последним данным, более 85 процентов людей, страдающих от алкогольной зависимости, также подвержены зависимости от никотина.

«Ни для кого не секрет, что алкоголь вызывает сонливость. Оказалось, что если совмещать употребление спиртных напитков с курением, содержащийся в сигаретах никотин начинает выполнять роль стимулятора, подавляющего действия алкоголя и отгоняющего сон. Таким образом курящие люди выпивают больше алкоголя, чем некурящие, а любящие выпить — больше курят. Это можно назвать симбиозом вредных привычек», — уверен ведущий исследовательской группы, профессор Махеш Тхаккар (Mahesh Thakkar).

К подобным выводам исследователи пришли не сразу. Руководствуясь статистикой и своими гипотезами, они решили провести эксперимент, для участия в котором были выбраны крысы. В мозг грызунам вживили электроды, позволяющие в реальном времени наблюдать активность в базальных ганглиях.

Прежде чем приступить к эксперименту, ученые дали крысам «обжиться» в условиях лаборатории и прийти в себя после вживления электродов. Затем начали спаивать животных нечеловеческими дозами алкоголя и вводить им либо раствор никотина, либо нейтральное вещество. «Никотиновые» крысы проявили себя с лучшей стороны и выпили гораздо больше спирта, чем их сородичи. Таким образом исследователи подтвердили свои выводы.

Согласно данным ВОЗ, от употребления алкоголя и курения в мире ежегодно умирают более семи миллионов человек. Ученые надеются, что найденное ими объяснение феномена курящих выпивох и выпивающих курильщиков сподвигнет хотя бы некоторых из них отказаться от пагубных привычек.

Вот только список этих привычек продолжает пополняться: недавно ВОЗ внесла в их число регулярное употребление переработанного красного мяса — бекона, сосисок, колбас и других продуктов подобного рода. Исследователи настаивают, что поедание такого мяса в несколько раз увеличивает вероятность развития у человека онкологического заболевания. И если многие находят в себе силы отказаться от употребления алкоголя и курения, то с мясом дело обстоит гораздо сложнее.