Табу: Африка

Мы продолжаем серию статей, посвященных табу, обычаям и укладу жизни современных традиционных обществ. На этот раз речь пойдет об одной из самых интересных этнических групп в мире − о бушменах и их «родственниках». Антропологи называют эту группу самой «сапиентной».


Бушмены из пустыни Калахари

©Brent Stirton

Бушмены − собирательное название нескольких южноафриканских народов охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность − примерно 100 тыс. человек. По данным генетиков, считаются наиболее древним этнотипом в мире, носителями митохондриальной ДНК, передаваемой по женской линии. Именно этот сюжет используется для доказательства распространения человечества из Африки от «африканской Евы». Практически точно установлено, что этот предок жил в Африке до того, как люди расселились по свету. Таким образом, койсаны живут в Африке со времен верхнего палеолита (50-10 тыс. лет назад) и являются «чистыми» Homo sapience sapience, в них, в отличие от всех нас, нет примести неандертальских генов (а также денисовских, которые, возможно, имеют аборигены Австралии).

 Вот что рассказал заведующий Отделом этнографии народов Африки, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета, заведующий кафедрой африканистики СПбГУ Александр Желтов:

– Важно понимать, что речь идет не только о бушменах, но, вероятно, обо всех этнических группах, которые относятся к койсанам. Возможно, что еще большую генетическую дистанцию с остальным человечеством имеет этническая группа хатса (район озера Эяси в Танзании).

Еще есть группа пигмеев мбути, генетическое расстояние которых тоже достаточно далеко. Сейчас одной из первых групп, отделившихся от общего ядра человечества, действительно, считаются койсаны (к которым и относятся бушмены − NS). Говорить, однако, что койсаны сидели на одном месте и совсем никуда не перемещались со времен их зарождения в Африке, было бы не совсем справедливо. Считается, что изначально койсаны (капоидная раса) заселяли бОльшую часть Африки, по крайней мере, Восточную, Центральную и Южную. Но затем были вытеснены на юг − в те места, где они сейчас обитают, − миграцией народов, говорящих на языках банту.


Танцующий бушмен из Ботсваны
©Fiona Watson/Survival

Об уникальных языках койсанов.

– Согласно гипотезе одного из выдающихся лингвистов XX века Джозефа Гринберга, языки бушменов и готтентотов (этническая общность на юге Африки; как и бушмены антропологически относятся к капоидной расе − NS) были объединены в так называемую койсанскую семью. «Кхой» − по-готтентотски означает «человек». А словом «сан» готтентоты называли бушменов. Гипотетически к этой же семье относили сандаве и хатса, которые довольно далеко отстоят от остальных койсанов. Но на сегодняшний день самыми дальними родственниками койсанов признают только сандаве, с хатса же − вопрос более сложный. Их родство с койсанами не имеет убедительных доказательств.

Бушмены из Намибии
©Mark Håkansson/Survival

Но откуда вообще возникла идея объединять языки этих групп? Теперь мы подошли непосредственно к вашему вопросу. Дело в том, что практически ни в одном языке мира, кроме койсанской группы языков, нет особой серии согласных звуков, которые называют «щелкающими», двухфокусными или кликсами. Для того чтобы представить себе их звучание − вспомните звук поцелуя, щелканья языком при игре «в лошадку» с детьми и т. д. Как видим, все эти звуки, в принципе, мы тоже можем воспроизвести, как и люди, говорящие на других языках. Но ни в русском, ни в других языках эти звуки не имеют фонологической значимости. А у койсанов такие слова есть, причем, слова, которые отличаются только этими звуками. Поэтому когда слышали такие редкие звуки − пытались объединить языки в одну группу. Но не стоит забывать, что те же южные банту, в языке которых тоже есть щелкающие звуки, заимствовали эту особенность, что вовсе не означает их принадлежность к койсанам. Так, что для установления генетического родства одного типологического критерия (даже столь характерного) мало.

На Западе бушменов и готтентотов сейчас называют «сан» и «кой». Причина − определенная «не политкорректность» этих терминов. Дело в том, что слово «готтентот» по-голландски означает «заика» (на слух европейцев язык готтентотов и впрямь слышался как «заикающийся»). Поэтому и язык готтентотов сегодня называют «кой-койн», что означает «настоящий человек» или «люди людей» − так себя называет этническая группа нама. В переводе с английского «бушмен» переводится, как «лесной человек», «человек из буша». Поэтому «переименовали» и их. Интересно, впрочем, что термин «сан», которым называли бушменов готтентоты, тоже означает что-то вроде «чужака» или «аутсайдера». Сами бушмены не имеют для своей народности никакого названия, поскольку, как и многие другие народы, не воспринимают себя как некую общность. Бушмены имеют названия лишь для определенных групп.

 В чем различия бушменов и готтентотов?

– С бушменами и готтентотами существует еще и следующая сложность. Антропологически у них очень много общих черт, отличающих их от всех остальных. В частности, если сравнивать их с окружающими негроидными народами, бушмены отличаются меньшим ростом − порядка 150 см (готтентоты выше); у них есть и общие характерные черты: более светлый иногда желтоватый цвет кожи; и у тех, и у других можно выделить также характерную морщинистость кожи; кроме того, у бушменов и готтентотов встречается эпикантус (характерная черта строения века, присущая монголоидам). Еще одна черта − особая растительность на голове, их волосы не просто курчавые, а растут некими своеобразными пучками, между которыми видны отчетливые просветы. Это свойство характерно только для этих народностей. Кроме того, женщин готтентотов и бушменов отличает стеатопигия − очень сильно выраженные жировые отложения в ягодичной области. Прибавьте к тому весьма вероятную родственность языков.

И вот при всем этом бушмены и готтентоты имеют совершенно разный тип хозяйствования. Готтентоты жили в гораздо более крупных поселениях. Готтентоты − скотоводы. Они знали железо, причем, плавили его довольно интересным, своеобразным способом. У готтентотов более сложная социальная организация, у них был институт вождей, достаточно серьезный военный институт. Ведь готтентоты участвовали в войнах − и за скот, и с европейцами. Здесь надо сказать о свойственном Африке особом отношении к скоту, который они не едят, а пользуются лишь молочными продуктами. Стадо для жителей Африки − это предмет престижа. Поэтому для того, чтобы иметь мясной рацион, они шли охотится, а не забивали своих коров. Таким образом, по типу хозяйствования готтентоты были довольно похожи на другие скотоводческие и полускотоводческие народы Африки.

Бушмены же из всех домашних животных, насколько мне известно, имели только собак. Они занимались только охотой и собирательством. Не разводили домашних животных и не выращивали какие-то сельскохозяйственные культуры. В этой дихотомии и состоит загадка бушменов и готтентотов.

 Охотящийся бушмен из пустыни Калахари
©BrentStirton

О жизни и укладе древних бушменов.

– Бушмены живут в суровых условиях опустыненной местности в районе пустыни Калахари, куда их век за веком вытесняли другие народы. Все они относились к бушменам с пренебрежением, которое часто приобретало даже формы геноцида − на них, в буквальном смысле, устраивались облавы. Именно поэтому условия жизни бушменов никогда нельзя было назвать легкими. Бушменам приходилось выживать. Именно отсюда берут корни одной из главных особенностей этого народа − поразительные навыки охотников и следопытов, а также способность найти воду в сухом буше и сохранить ее на сухой сезон.

Главное оружие бушмена − это лук и копье. Причем лук довольно небольшой − до метра в длину с тетивой из сухожилий или растительных волокон. Наконечники для стрел и копей изготавливались из кости и камня, а вот железа, как готтентоты, бушмены не знали, разве что им попадались железные вещи соседей. Во времена прихода европейцев в качестве наконечников они могли использовать и осколки стекла. Главная особенность охоты бушменов в том, что они отравляли наконечники своих стрел (также охотятся и пигмеи). Потому что от попадания стрелы крупное животное может выжить, яд же вызывает паралич, но через определенное время. Поэтому часто приходилось выслеживать подстреленную добычу даже несколько дней. Все это приводило к тому, что бушмены выработали способность очень точно ориентироваться на местности, и по тому, как примята трава или по другим признакам, которые обычный человек даже не заметит, определять, кто именно проходил в том или ином месте и когда.

Гончарного промысла не было, но было плетение (из веток, травы). Популярный музыкальный инструмент у бушменов − обычный охотничий лук, на который иногда вешается резонатор в виде тыквы, а сейчас − консервной банки.

Что касается разделения труда. Мужчины охотились, женщины занимались собирательством. Интересно, что мы привыкли считать охоту самой важной деятельностью, но считается, что 60-70, а то и 80% рациона, на самом деле, собирали женщины. А в Африке растительная пища составляет большую часть этого рациона, потому что мясо удается добыть далеко не всегда.

 
Бушмены из пустыни Калахари
©Brent Stirton

Так что собирательство вызвало развитие и такого специфического навыка, как умение очень точно разбираться в растениях. Любопытный факт − в свое время бушменами было открыто растение, которое отбивает аппетит. В результате общественные организации, которые помогают бушменам (поскольку они всегда находятся на грани выживания), помогли им закрепить за собой патент на это растение. Сегодня растение используют в медицине − для похудения. Стоит ли говорить, что бушмены использовали его не для придания контуров фигуре, конечно, а для борьбы с голодом.

Интересен и другой факт − разделение труда у бушменов никогда не носило свойственного некоторым культурам антогонистического характера, когда мужчина ни за что не возьмется за женскую работу. Мужчины, как и женщины, тоже могли пойти что-то пособирать, а женщины − помочь охотиться на мелкую добычу. Жилище, кстати, в основном, тоже делали женщины. Мужчины могли нарубить веток, но все остальное − каркас, плетеные циновки − изготавливались женщинами. Из-за того, что не было четкой иерархии в разделении труда − среди бушменов не было и нет особого гендерного доминирования. В основном вес при обсуждении вопросов куда идти и что делать зависел от возраста, опытности человека, и голос какой-нибудь пожилой женщины, соответственно, мог быть наиболее значимым, чем голос любого из мужчин.

Религиозные представления бушменов основаны на анимизме − одухотворении элементов природы. Бушмены представляли весь окружающий мир примерно подобным себе. Причем, в одном сюжете у них одновременно могли действовать и силы природы, и животные − мир воспринимался как нечто общее. Бушмены понимали, что от сил природы многое зависит, но особенного поклонения не было. Скорее, с помощью анимизма они объясняли устройство окружающего мира. Падающая звезда у бушменов считалась символом беды или смерти.

Характерной практикой были танцы с вхождением в транс − то есть, по сути, шаманизм. Основная группа била в ладоши и пела, часто без слов. Начинался танец, в котором специальные лекари впадали в транс. Считалось, что все это необходимо для того, чтобы осуществить связь с неким другим миром и помочь лечить больного.

 
Танцы бушменов
©Brent Stirton

Не очень развита у бушменов была и полигамия − многоженство или многомужество. Причем, она не то, чтобы запрещена, но не развита, в частности потому, что нет возможности прокормить обеих жен. Хотя там кто кого кормит − это большой вопрос.

 Какие табу есть у бушменов.

– Во-первых, очень многие табу являются общими для разных культур. Например, они могут быть очень похожи для народов, имеющих один и тот же тип хозяйствования, скажем, для охотников-собирателей.

У бушменов есть любопытное представление о мертвых. Мертвых боятся. Мне доводилось читать, что назвать имя умершего у бушменов − означает накликать беду. Кстати, это довольно любопытно, потому что подобное я слышал и про аборигенов Австралии. У них это тоже вызывало сложности при установлении родства языков, так как могла замещаться базовая лексика. Ведь этим народам свойственно давать новорожденным имена из базовой лексики, то есть называть людей словами, которые могут означать явления природы или животных.

Таким образом, если имя умершего нельзя называть, значит, названия каких-то животных или сил природы будут замещаться другими. Все это быстро приводит к исчезновению лексики, которая в нормальной ситуации так быстро меняться не должна. И если и у бушменов мы можем наблюдать ту же картину, то это должно приводить к сложностям лингвистического анализа.

Другое табу. В одной из сказок или мифов я прочитал, что детям не разрешалось есть сердце шакала. Вообще, в Африке едят все. Как-то в Западной Африке я проводил опрос, и выяснил, что едят здесь практически все виды животных. Но сердце шакала у бушменов есть было запрещено. Это объясняется трусостью животного. Сердце его не разрешалось есть, чтобы не перенять его трусость.

 
©Mark Håkansson/Survival

 А еще у бушменов не принято выбрасывать еду, необходимо доедать все, что остается от трапезы, иначе постигнет наказание. Понятно, что это связано с бедностью рациона.

Но какие-то более серьезные табу, конечно, связаны с регулированием социальных отношений и запретом инцеста. Особенно запрет на инцест актуален для небольших групп. Поэтому здесь довольно широко распространена экзогамия − поиск невесты в другом клане. Это приводило к тому, что брат с сестрой не могли даже сидеть рядом. Причем, не только с сестрой, но и с женщиной, которую зовут так же, как сестру, поскольку считается, что ношение одного имени тоже свидетельствует о родственных узах.

Недавно в Нигерии я сам столкнулся с ситуацией, своеобразно отражающей подобное отношение к имени. Когда я приехал на праздник инициации этнической группы ньонг, ко мне подошел человек в полувоенной форме − что-то типа охранника вождя. И когда он узнал, что меня зовут Александр, то сказал, что его отца тоже так зовут, а это значит, что он − мой сын. Вообще говоря, понятно, что это была некая шутка, но тут важно понимать, что мне в голову такая шутка, скорее всего, не придет, потому что у меня нет привычки переносить имя на реальные родственные отношения. А у бушменов и вовсе это могло бы быть не шуткой, а реальным ощущением родства.

В массе мест Африки, где я был, моветон брать что-то левой рукой, есть, подавать что-то и т. д., так как левая рука считается нечистой. Бывала пара ситуаций, когда я забывал про это, что-то покупая, и меня просили переложить деньги в другую руку.

 Как живут бушмены сегодня.

– Насколько мне известно, некоторые бушмены сегодня уже охотятся на лошадях, что, естественно, приводит к большей эффективности их охоты, хотя не уверен, что это массовое явление. Однако им пытаются это запретить в национальных парках, чем они, конечно, недовольны. Мы уже говорили о том, что бушменов давно вытесняли в менее пригодные места, к которым они все же приспосабливались. Но дело в том, что даже эти опустыненные территории тоже часто оказываются кому-нибудь нужны.

Например, в Ботсване − на территории национального парка, где жили бушмены, были обнаружены месторождения алмазов. Поэтому сегодня предпринимаются попытки оградить эту территорию, что нарушает, в том числе, и миграцию животных, на которых охотятся бушмены.

Есть попытки поселить бушменов в стационарные поселения, организовать для них какие-то школы. И сейчас достаточно большая часть бушменов так и живет. Тем не менее, существует и тенденция возвращения их к исходному образу жизни. Это и понятно, ведь бушменам трудно конкурировать в непривычной для них сфере. Вместе с тем, пока бушменский мальчик просиживает на школьной скамье, вместо того, чтобы учиться традиционным навыкам, он теряет и их, поэтому, все равно, так или иначе остается среди аутсайдеров. Это проблема.


Современные бушмены
©Brent Stirton

Сегодня бушмены занимаются также и изготовлением разных поделок на продажу − например, традиционных бус из скорлупы страусов. Это помогает им немного заработать. Но с другой стороны наплыв туристов вкупе с разрушением традиций вызывает и такие последствия, как распространение среди бушменов алкоголизма и наркомании. Тоже самое, кстати, я слышал и про хатса. Туристы приезжают и привозят с собой не самые «полезные», но востребованные «подарки», благодаря которым пользуются расположением местных. Беда в том, что таким образом идет распространение вредных привычек среди населения.

 Бушменские сказки.

– Традиционный персонаж у бушменов − богомол, который иногда считается первопредком, иногда − связующим звеном с богом. А один из сказочных популярных сюжетов − про Луну и зайца. Причем, возможно, что этот сюжет человек в свое время как раз и вынес из Африки, то есть в момент расселения из Африки человечество уже имело этот сюжет. Это сказка о происхождении смерти. У нее много вариаций, но одна из них такова. Луна, которая была главным богом, решила, что человек не должен умирать, и так же, как она, каждый раз должен возрождаться заново. Она захотела рассказать об этом человеку, для чего послала черепаху, но та так медленно шла, что по дороге все забыла. Вернулась и попросила Луну напомнить сказанное. Луна рассердилась и послала зайца, потому, что он быстро бегает. Но заяц побежал и увидел сочную траву, решил поесть, и пока ел − все забыл. Но в отличие от черепахи заяц решил не возвращаться, пришел к людям и сказал: «Вы умирали и будете умирать». После вернулась черепаха, и сказала уже то, что нужно. В результате, они с зайцем подрались. Черепаха запустила камень и рассекла зайцу губу. С тех пор у всех зайцев губа рассечена, а люди − смертны.

Вообще, сказки бушменов больше похожи на мифы. Они содержат сильный элемент этиологии, больше объясняют явления окружающего мира, чем развлекают слушателя. Есть миф о том, почему женщины и мужчины стали жить вместе.

Когда-то мужчины и женщины жили отдельно. Мужчины − в скалистых пещерах, а женщины в хижинах из веток на берегу реки. Мужчины охотились, а женщины собирали растения. Однажды пятеро мужчин пошли на охоту и поймали газель. Но поскольку мужчины не очень следили за своим жилищем и надлежащим образом не поддерживали огонь, то пока они охотились, огонь у них погас. Тогда решили они пойти к женщинам − попросить огня. Пошел первый, встретил женщину у реки и попросил у нее огонь. Она сказала: «Пойдем в мою хижину». Они пошли. Тогда женщина сказала: «Подожди, я сейчас разотру зерна, сварю тебе кашу». И когда он поел, то заявил, что ему так понравилась каша, что огонь ему уже не нужен, что он, пожалуй, останется здесь. После чего та же ситуация произошла последовательно со всеми остальными мужчинами. Они так же приходили к женщинам попросить огня, но, насладившись кашей, оставались жить с женщинами. В итоге осталось двое. Бросили жребий. И предпоследний клятвенно пообещал вернуться, но и с ним случилось все то же самое. У последнего же оказалась незавидная судьба. Не понимая, что происходит, он убежал в страхе и, в конце концов, погиб.

И последний сюжет. Он интересен тем, что в нем фигурирует Юпитер. На одном из местных языков он называется «Сердце Рассвета». Однажды Сердце Рассвета принес домой ребенка. Его жены в этот момент дома не было − она ушла собирать растения. Не зная этого, он положил ребенка у жилища в надежде, что жена придет и покормит его. Жена же долго не появлялась, но вокруг собрались разные звери, которые хотели, чтобы ребенок признал их за родственника. Ребенок никого не признавал. И в частности не признал гиену, а гиена оказалась обидчивой − пошла и отравила бушменский рис (личинки термитов). Когда жена вернулась, покормила ребенка и пошла собирать этот рис, то отравилась и превратилась в львицу. Гиена же, между тем, превратилась в жену, и стала жить в доме Юпитера. Но младшая сестра догадалась, что жена − это гиена. Она рассказала об этом Юпитеру, тот хотел убить гиену, но она успела убежать. Сестра жены понесла кормить ребенка к львице, но та никого не узнавала и отказывалась кормить младенца. Тогда сестра и Юпитер пошли в буш и взяли с собой стадо коз, одну из которых потом убили. Почуяв запах убитой козы, из буша выскочила львица. И когда она приступила к трапезе − Юпитер и младшая сестра львицу поймали. После чего забили всех коз, сделали из содержимого их желудков лекарство, которым терли львицу, пока из нее не вылезли все волосы, и она не превратилась обратно в жену.

Источник: naked-science.ru

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *