Ученые установили возраст Эбола

Американские ученые установили, вирус Эбола намного древнее, чем предполагалось прежде. Он, как и Марбургский вирус, относится к филовирусам, которые возникли еще в эпоху миоцена, от 16 до 23 миллионов лет назад. Об этом сообщается в журнале PeerJ, а также в пресс-релизе университета штата Нью-Йорк в Буффало.

Вирус ЭболаВирус Эбола
© Фото: nbcnews.com

Американские ученые установили, что в со временем эволюционные линии Марбургского вируса и Эбола разошлись. Прежде ученые считали, что филовирусы возникли около 10 тысяч лет назад примерно тогда же, когда появилось сельское хозяйство. Однако результаты последнего исследования отодвигают возникновение семейства филовирусов на много миллионов лет назад к появлению на планете человекообразных обезьян. «Филовирусы гораздо древнее, чем предполагалось раньше», – сообщает ученый Дерек Тэйлор, доктор биологических наук Университета Буффало. «Они взаимодействовали с млекопитающими долгое время, несколько миллионов лет», – добавляет Тэйлор. Расширение знания о происхождении этих вирусов может повлиять на состав вакцин и программ, идентифицирующих новые патогены.

Вирус ЭболаВирус Эбола
© Thinkstock

Отмечается, что открытие не относится к современному вирусу Эбола. Исследователи, ученые-биологи Дерек Тэйлор и его коллега Джереми Брюнн, работали с «ископаемыми генами», то есть с фрагментами генетического материала, которые попали в ДНК млекопитающих во время вирусной инфекции. Один такой ген филовируса (VP35) был обнаружен в одном и том же месте в геноме двух видов хомяков и двух видов полевок. Ученые пришли к выводу, что этот вирус попал к животным еще до того, как грызуны стали отдельными видами, а это как раз и произошло примерно 16-23 миллиона лет назад. Проще говоря, по мнению ученых, филовирусы такие же древние, как и общий предок хомяка и полевок. «Эти грызуны имеют миллиарды пар оснований в геномах. Вероятность того, что ген вируса вставит себя в одно и то же место у разных видов в разное время ничтожно малы. Куда вероятнее, что это включение произошло у общего предка грызунов», – поясняет Тэйлор. Ген VP35 все же оказался более тесно связан с вирусом лихорадки Эбола, чем с Марбургским, что окончательно убедило ученых в версии, что уже в ту эпоху эти два вируса начали расходиться.

Первая известная вспышка вируса лихорадки Эбола среди людей произошла в 1976, и ученые до сих пор имеют слишком мало информации об истории вируса. Такой же дефицит информации у ученых по отношению к Марбургской лихорадке, которая впервые поразила человека в 1967 году, тогда она стала причиной заражения 31 медицинского работника, которые работали с тканями обезьян, ввезённых из Уганды, семерых из заразившихся не удалось спасти. Понимание древности вируса может помочь в профилактике заболевания, считает Тэйлор. По его мнению, для создания общей вакцины против Марбургского вируса и лихорадки Эбола было бы важно учитывать то, что эти два вируса разошлись настолько давно. Новые знания о филовирусах могли бы расширить и представления о том, какие носители могут быть источниками, скрывающими неисследованные патогены. «Когда ученые впервые занялись поиском источника Эболы, они носились по джунглям, прсиматриваясь ко всему — от млекопитающих до насекомых и прочих организмов», – рассказывает Тэйлор. «Чем больше мы знаем об эволюции взиамоотношений филовирусов и их носителей, тем больше мы сможем узнать о том, кто может являться участниками этой системы», – добавляет биолог.

Вирусы Эбола и Марбургский вызывают вирусную геморрагическую лихорадку, которая характеризуется обильным кровотечением и нарушением свёртываемости крови, в результате чего в большинстве случаев человек умирает. К этой группе вирусов так же относится недавно обнаруженный вирус Лловиу, однако он предположительно безвреден для человека.

Число инфицированных вирусом Эбола превысило 10 тысяч человек, 4922 из них погибли, сообщает Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ также официально заявляет, что Нигерия в настоящий момент освободилась от передачи вируса Эбола. «Этот блистательный успех свидетельствует о том, что Эболу можно остановить», -говорится на сайте организации. Текущая вспышка Эболы в Западной Африке, первые случаи которой были зафиксированы в марте этого года, является самой крупной и сложной вспышкой лихорадки Эбола со времени обнаружения этого вируса в 1976 году. Она появилась в Гвинее, затем перекинулась через сухопутные границы в Сьерра-Леоне и Либерию, еще позже передалась воздушным транспортом в Нигерию и наземным — в Сенегал.

Контроль на Эбола в аэропортуКонтроль на Эбола в аэропорту