Загадка пищевого рациона древних жителей долины Нила

Сегодня одним из перспективных направлений современных междисциплинарных исследований является анализ камня на зубах, обнаруженных в древних погребениях – он позволяет достаточно точно охарактеризовать особенности рациона питания прошлого. В июльском номере журнала PLOS ONE опубликована статья, посвящённая комплексному исследованию зубного камня скелетов, погребенных в некрополе аль-Хидай (Al Khiday, близ Омдурмана, Судан).

Cyperus rotundusCyperus rotundus
Wikimedia Commons

Некрополь находится на западном берегу Белого Нила и с 2000 года раскапывается Итальянским институтом Африки и Востока под руководством Донателлы Узаи и Сандро Сальватори. Как отмечает один из авторов статьи Карен Харди, удивление исследователей вызвал тот факт, что основным продуктом питания стали клубни растения Cyperus rotundus (Сыть круглая), растения семейства осоковых, которое ныне считается одним из наиболее стойких сорняков. Традиционные для древнего земледелия Ближнего Востока пшеницевые растения (Triticeae) играли в рационе местных жителей лишь вспомогательную роль.

Погребение в аль-ХидаеПогребение в аль-Хидае

Другой соавтор, Стивен Бакли, отмечает преемственность пищевых традиций в аль-Хидай: некрополь использовался в мезолитическое (конец VIII-VII тыс. до н.э.), неолитическое (4400-4300 г. до н.э.) и позднемероитское время (I в. до н.э. – III в.н.э.). Несмотря на значительные историко-культурные и хронологические разрывы, погребения демонстрируют приверженность пищевой традиции, восходящей к мезолиту. Ценность исследования состоит и в том, что оно ставит вопрос о времени пищевой (и этнической?) дифференциации в Сахаре: уже к концу IX тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась локальная традиция, основанная на особом рационе питания (преобладание растительной, а не животной пищи, и в частности, Cyperus rotundus при вспомогательной функции пшеницевых). Такая традиция кардинально отличается как от ближневосточного неолита, так и от африканского скотоводческого неолита, фиксируемого как археологически, так и этнографически. Важен и тот факт, что и в древних культурах Азии и Восточной Европы сыть, как и другие осоковые, никогда не рассматривалась как устойчивый источник пищи, но была исключительно сорняком. Это позволяет говорить о том, что пищевая дифференция Сахарского региона относится к позднему палеолиту, то есть к тому времени, когда начинается гумидная климатическая фаза, характеризующаяся расширением травяного покрова, представленного растениями семейств злаковых и осоковых. Сформировавшиеся тогда локальные типы питания сохраняются в течение тысячелетий.

Эмпедокл (гравюра XVII в.)Эмпедокл (гравюра XVII в.)

Пищевые традиции аль-Хидай в значительной мере напоминают обычаи племени лотофагов, обитавших в Африке, а также близ сицилийского города Акраганта. Античные авторы сообщали, что лотофаги, вкушая лотос, достигали бессмертия, а их образ жизни представлял собой некоторую аналогию известных по ирландской мифологии «острова бессмертия». При этом современные исследователи расходятся во мнении, какое растение было главнейшим продуктом питания лотофагов. Любопытно, что родом из Акраганта происходил греческий философ Эмпедокл, одним из первых греков писавший о бессмертии души и о реинкарнации. Вполне вероятно, что эта традиция была позаимствована философом в архаичных верованиях своего города и восходит к верованиям лотофагов. Несмотря на различия между лотофагами и жителями долины Нила, можно говорить об общности подхода к растительной пище.

Исследование выявило сложную кулинарную традицию, включавшую в себя приготовление вареной пищи. В недавней публикации материалов из некрополя аль-Хидай особо отмечается, что мезолитическое население аль-Хидая изготовляло керамическую посуду, служившую для приготовления пищи. Эта керамика получает широкое распространение по всей Сахаре (отчего её называют «Сахарской» или «Хартумской»), как минимум с IX тыс. до н.э. Это тем более удивительно, что на Ближнем Востоке докерамический неолит продолжался до 5500 г. до н.э. В VII-VI тыс. до н.э. этот тип получит распространение в Средиземноморье под названием керамики «кардиум» (или «импрессо»).

Образец керамики «кардиум»Образец керамики «кардиум»

Таким образом, исследования Итальянского института Африки и Востока позволяют реконструировать важные аспекты быта и жизнедеятельности народов, населявших долину Нила в эпоху мезолита.

Источник: А.Корсун polit.ru

Метки , , . Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *