Сложное строение спасает от вирусов

Почему эволюция так часто идет по пути усложнения? Скорее всего, дело во многом в том, что более сложно устроенный хозяин терпит меньший урон от своих паразитов. Так делают и компьютерные программы, защищаясь от вирусов, и, видимо, живые организмы.

Сложное строение© Sanchtv/Flickr

Луис Заман вместе с коллегами из центра BEACON университета штата Мичиган изучал поведение самокопирующихся компьютерных программ, смоделированных в системе виртуальной эволюции Avida. Программы должны были избегать уничтожения вирусами. В код всех программ была заложена способность изменяться случайным образом, по сути — мутировать. Число мутаций-“переключателей” можно было отслеживать.

После того как сменилось множество виртуальных поколений программ, оказалось, что неуничтоженными остаются не те программы, которые боролись с вирусом, пытаясь изгнать его, а те, которые включали вирус в свой код. Те же программы имели в среднем в 10 раз большее количество мутаций в коде, чем алгоритмы, избравшие менее эффективные стратегии выживания. Обилие мутаций шло рука об руку с общим усложнением кода программ.

Несмотря на то, что исследование посвящено объектам информатики, а не биологии, есть вероятность, что такие же закономерности действуют и в мире живых организмов. По крайней мере подобрать пример животного или растения, которое бы упрощалось в строении, будучи со всех сторон атакованным паразитами, весьма сложно.