В Техасе создают тараканов с дистанционным управлением

Ученые из Техасского университета A&M проводят эксперименты по созданию тараканов, движениями которых будет управлять человек-оператор при помощи миниатюрного компьютера, подключенного к нервной системе насекомого.

В Техасе создают тараканов с дистанционным управлением© Carlos Sanchez/Texas A&M University

Идея сделать тараканов-киборгов сейчас захватила умы многих исследователей. Недавно мы рассказывали об аналогичном проекте Университета Северной Каролины. Хун Лян, возглавляющая работы в Техасе, объясняет стремление использовать насекомых целым рядом их преимуществ. Управляемый таракан может нести миниатюрные камеры, микрофоны и другие датчики. Он проникнет туда, куда не сможет попасть человек или робот. Таракан от природы наделен весьма совершенными сенсорными системами, разработка которых для автоматических устройств – отдельная нелегкая задача. А таракан, заметив опасность, сможет скрыться от нее куда более эффективно, чем робот.

Исследователи создали крошечные рюкзачки и закрепили их краской на спинках насекомых. В рюкзачке находится крошечный чип, посылающий сигналы на нервы, которые контролируют ноги таракана. Работу чипа обеспечивает литиевый аккумулятор. Общий вес рюкзака не превышает трех граммов.

Электрические импульсы чипа нарушают естественные движения ног таракана, заставляя среднюю из трех конечностей идти не в ногу с двумя остальными. В результате таракан поворачивает влево или вправо. Пока система далека от совершенства, в экспериментах удачно управлять поворотами насекомых удавалось в 60 % случаев. В будущем ученые хотят научиться заставлять тараканов останавливаться и бежать по команде.

Хун Лян признает, что работа с насекомыми изменила ее восприятие тараканов. Она рассказывает: «Когда я впервые увидела их, мои волосы встали дыбом. Но теперь я пришла к тому, что держу нескольких в своем кабинете в качестве домашних животных. Они действительно красивые существа. Они постоянно чистят себя».

Впервые управляемых тараканов создал в 1997 году Исао Симояма в Токийском университете. Он воздействовал импульсами на антенны насекомых, заставляя их думать, что они наткнулись на препятствие, и поворачивать. Однако со временем эффект исчезала, так как тараканы научились игнорировать импульсы. Другие исследователи пошли дальше экспериментов с насекомыми. В 2002 году американец Джон Чапин продемонстрировал дистанционно управляемую крысу.