Археологи из Тель-Авивского университета провели очередные раскопки в Долине Тимна, где находятся медные шахты, и узнали, в каких условиях жили местные рабочие. Долина Тимна — впадина на юге пустыни Арава, окруженная с трех сторон отвесными утесами. Здесь находятся одни из наиболее хорошо сохранившихся медных шахт и металлургический комплекс X века до н.э. Он известен как «Копи царя Соломона» — по имени еврейского царя, который правил в то время согласно библейским текстам, написанным через 400 лет после его смерти (к приключенческому роману Генри Райдера Хаггарда это место не имеет отношения).
Долина Тимна «Соломоновы столбы»
Медеплавильни долины Тимна — одни из крупнейших на территории современного Израиля и одни из наиболее хорошо сохранившихся в мире. Для археологов это отличная лаборатория по изучению металлургических технологий железного века и общественного строя того времени. В отличие от других подобных мест оно не было разрушено последующей человеческой деятельностью, а исключительно сухой климат способствовал сохранению множества археологических останков, в том числе и органических.
Ранее археологи изучали здесь древние технологии выплавки меди, а о повседневной жизни лагеря металлургов в Долине Тимна было известно мало. Поэтому специалисты из Тель-Авивского университета решили подробнее изучить быт лагеря на основе раскопок 2014 года.
Ученые изучали лагерь, находившийся на так называемом Холме Рабов. К нему вела всего одна дорога. Как показали раскопки, поселение по периметру было окружено массивными стенами толщиной около 1,7 метра с воротами. Впрочем, сделаны они были из хрупкого местного песчаника, так что большая их часть со временем осыпалась.
Ворота состояли из трех элементов — центрального прохода, двух платформ, которые могли служить смотровыми площадками или основаниями смотровых башен, и двух домиков привратника. Домики привратников и стены говорят о том, что для поселения была важна защита, и бронза, в состав которой входит медь, в то время по-прежнему была важным материалом для изготовления оружия и инструментов. Хотя свидетельств того, что на этом месте велись боевые действия, нет.
Рядом с воротами обнаружили участок со значительными отложениями шерсти и помета травоядных животных — здесь, вероятно, находился загон для ослов или мулов, обычных тягловых животных того времени. Судя по многочисленным останкам виноградных семян, животных кормили не только сеном, но и виноградным жмыхом. Для мулов и ослов это достаточно богатый корм, что говорит об особой заботе о них как о стратегически важном транспорте.
Участок был окружен деревянной изгородью, чтобы мулы и ослы не ходили по лагерю. Навоз животных складывали штабелями у внутренней стороны стены — его могли использовать для разжигания медеплавильных печей.
Диета рабочих-металлургов была по тем временам довольно разнообразной: на территории поселка нашли большое количество оливковых и финиковых косточек, злаковых и костей крупного рогатого скота и диких газелей. При этом питание металлургов было лучше, чем, например, обслуживающего персонала: в той части лагеря, где он жил, остатки еды отличаются меньшим разнообразием. Как предполагают археологи, металлурги могли быть элитой местного общества.
Большое количество останков диких газелей говорит о том, что местные жители охотились. Основным способом добычи мяса к тому моменту было уже скотоводство, а охота ассоциировалась с элитами. Вероятно, охотились не сами рабочие, а воины, охранявшие лагерь. Но питание у тех и других было одинаковым, так что социальный статус, скорее всего, тоже.
Радиоуглеродное датирование показало, что найденные останки относятся к периоду 1006−917 годов до н.э.
Статья опубликована в журнале Journal of Archaeological Science
Источник: chrdk.ru