Люди, а не климат стали главной причиной исчезновения мегафауны плейстоцена в Австралии

РИА Новости. Палеонтологи нашли на дне океана очередные свидетельства того, что проникновение предков аборигенов в Австралию привело к вымиранию гигантских “птиц ужаса” и прочей мегафауны, сообщает журнал Nature Communications.

Мегафауна Австралии 50 тысяч лет назадМегафауна Австралии 50 тысяч лет назад
© Peter Trusler, Monash University

“Присутствие в океанических отложениях большого числа спор грибка Sporormiella, живущего в “лепешках” экскрементов крупных травоядных животных, говорит о том, что на юго-западе Австралии жило большое количество крупных млекопитающих. Все они внезапно исчезли примерно 45 тысяч лет назад”, — рассказал Гиффорд Миллер (Gifford Miller) из университета Колорадо в Боулдере (США).

Примерно 60-70 тысяч лет назад Австралию населяли десятки видов крупных животных – двухметровые ящерицы-мегалании, трехметровые “птицы ужаса”- гениорнисы, циклопические сумчатые вомбаты весом в тонну и другие экзотические виды. До наших дней дожили лишь страусы-эму и казуары, а все остальные животные и птицы, чья масса превышала сто килограммов, практически синхронно вымерли 45-50 тысяч лет назад.

Последнее время палеонтологи все чаще убеждаются в том, что в этом процессе был замешан человек. К примеру, в прошлом году ученые обнаружили обгорелые скорлупки яиц гениорнисов, которые предки аборигенов жарили на кострах, а чуть раньше были найдены следы “войны” между мегаланиями и людьми и прочие намеки на то, что люди активно охотились на мегафауну Австралии.

Еще одно доказательство Миллер и его коллеги нашли, изучая отложения на дне Индийского океана. Как объясняют ученые, ветер постоянно уносит в море с суши самые различные следы жизни – пыльцу, семена растений, пепел от лесных пожаров и даже споры грибка, живущего в экскрементах. Этот грибок в прошлом уже привлекал интерес палеонтологов, поскольку некоторые его виды живут исключительно в экскрементах крупных травоядных млекопитающих.

Четыре года назад другая группа палеонтологов проводила раскопки на дне пересохшего озера на северо-востоке Австралии и обнаружила, что споры грибка Sporormiella фактически пропали из донных отложений примерно 41 тысячу лет назад. Это впервые указало на то, что аборигены, проникшие на континент в то время, могли быть замешаны в вымирании мегафауны.

Как объясняет Миллер, открытие одной такой точки ничего не значит – вполне возможно, мегафауна исчезла только в окрестностях пересохшего озера, когда на его берегах поселился человек. Поэтому ученые провели серию новых раскопок на противоположной стороне Австралии, куда, как считают исследователи, аборигены проникли в последнюю очередь.

Картина здесь была абсолютно такой же – споры Sporormiella исчезли из отложений на дне океана в то же время, когда они пропали из озера. При этом флора в этой части Австралии не поменялась, оставаясь прежней на протяжении долгого времени после исчезновения Sporormiella и связанных с ними животных, что опровергает климатические причины вымирания мегафауны. Причем резкое изменение климата 70 тысяч лет назад не привело к исчезновению спор, хотя их число сильно сократилось.

По словам палеонтолога, это открытие не обязательно говорит о “тотальной войне” первых аборигенов Австралии с местными гигантами. Для их исчезновения было достаточно гибели небольшой части молодняка и детенышей, на которых человеку было легче охотиться. В таком случае, как показывают расчеты ученых, процесс вымирания займет всего несколько сотен лет, на что и указывают подобные палеонтологические “летописи”.